Стратегии, варгеймы и тактические игры для ПК
Стратегии, варгеймы и тактические игры для ПК

Воздушная битва за Британию

Множество битв Второй мировой войны в целом предопределили её исход, и одним из важных сражений стала воздушная битва за Британию, которая превратила небо в настоящее поле боя с 10 июля по 30 октября 1940 года. Именно здесь наибольшие противоречия и сложности в развитии авиации Германии и Великобритании привели к коренному перелому.

История королевских ВВС Британии (RAF, то есть Royal Air Force) как независимого рода войск начинается в 1918 году. Первая мировая стала значительным толчком к развитию британской авиации, и уже её окончанию в RAF числились десятки тысяч летчиков, имеющие не только теоретические знания, но и закаленные в бою. Кроме опытных пилотов, Британия к 1918 году смогла создать наилучшую и самую централизованную в мире на тот момент систему ПВО – ход Первой мировой, а также расположение вне континента дали чётко понять, что от налаженной системы ПВО может зависеть ни много ни мало судьба всей страны. Однако в мирное время все военные успехи практически сошли на нет – множество опытных пилотов было уволено из рядов ВВС, воздушные командные пункты ПВО заброшено, тренировки уменьшено.

Офицеры 207 эскадрона Royal Air Force, 29 август 1918г
Офицеры 207 эскадрона Royal Air Force, 29 август 1918г

Межвоенный период очень «расслабил» королевские ВВС Британии, в основе RAF лежали бомбардировочные части, в основном с опытом не массивных бомбардировок. Однако вопрос об эффекте активных атак с воздуха по промышленно развитым странам оставался открытый, он позволял профессиональным военным только лишь строить предположения, но не излагать конкретную стратегию, которая бы могла сработать максимально эффективно.

Ситуация с королевскими истребителями была ещё сложнее: они практически не сделали каких-то значительных эволюционных шагов к середине 30-х годов. В 1936 году основную массу британских истребителей составляли «Бристоль Бульдог» с максимальной скоростью в примерно 174 мили. Это при том, что английские истребители на 1918 год летали при 120-140 милях, как видим, немногим меньше. Даже гражданская авиация той же Британии развивалась куда успешнее – рубеж в 400 миль в час был побит еще в 1931 году Супермарином S 6В.

А вот немцы вовсю отрабатывали тактику для последующих воздушных боев, активно используя при этом воздушное пространство Испании. Совершая по 6-7 вылетов в день, они значительным образом подготовили себя ко встрече с англичанами, но всё же, справедливости ради, стоит заметить, что ряд ошибок аукнулся им вскоре в настоящих боях с RAF.

Однако британцам всё же удалось вовремя среагировать на перевооружение и усиление Германии. Особенно активно процесс британского перевооружения начался с 1935 года. За два года ВВС Британии увеличились более, чем вдвое. В небе появлялись совершенно новые прототипы самолётов.

Королевские истребители

«Харрикейн» впервые поднялся в воздух в том же 1935. Именно он должен были заменить технически устаревшие «Бристоль Бульдоги». «Харрикейны» сразу подверглись неоднозначной критике, сравнивались с устаревшими, в частности из-за вооружения одними лишь пулеметами и наличием толстых больших крыльев. Однако уже в Битве за Британию они проявили себя неплохо, оказавшись более устойчивыми к попаданиям немецких снарядов, нежели другие британские истребители. К 1940 году «Харикейны» составляли около 55% всех боеготовых истребителей, а всего в Битве за Британию приняло участие 1715 таких птичек.

Hurricane IIC "British Prudence"
Hurricane IIC «British Prudence»

«Спитфайр» поднялся в небо в 1936 году и сразу же зарекомендовал себя как качественно новый военно-технический продукт. Легко управляемый, современный, с отличным обзором и техническими характеристиками «Спитфайр» стал одни из самых знаменитых английских истребителей всех времен. К 1940 году самолетов такого типа насчитывалось около трети, однако ряд характеристик не был учтен, что значительно снизило их эффективность в небе над Британией. В частности, замерзание на высоте, надежность 20-мм пушек «Испано» и относительная неустойчивость к снарядам значительно снизили их планирующийся успех.

Supermarine Spitfire
Supermarine Spitfire

Стремительное наступление Гитлера во Франции, а также нагнетаемая им паника сумели поднять большой переполох в Британии. Однако надежды немецкого лидера на мирные предложение из Лондона не оправдались, и было решено начинать наступление. Но ни о какой высадке не могло идти и речи без предварительной зачистки английского неба, и поэтому Верховное главнокомандование вермахта 2 июля приняло решение о подготовке вторжения.

Но провести наступление, которое смогло бы повергнуть соперника в шок и открыть плацдарм для сухопутного наступления, не вышло. Битва за Британию не была наступлением в привычном смысле этого слова, где часто импровизация была козырем, нет, как раз-таки наоборот – это сражение требовало детальной распланировки и координации всех видов войск: сухопутных частей, авиации и флота, причём на довольно долгий срок.

Немецкие просчёты

Был ряд и других ошибок, которые отчасти предопределили проигрыш немцев в небе над Англией. В частности, подвела разведка – Германия рассчитывала на куда меньший объем выпуска британской авиации, чем оказался он на самом деле. При действительном выпуске летом 1940 года 450 самолетов, высшему нацистскому руководству было доложено лишь о 180-330 истребителях. За год разница набежала критичная разница – 4283 английских машин против 1870 немецких. Однако следует заметить, что не все английские истребители оставались на родине – например, часть из них Великобритания отправляла на Ближний Восток для противостояния с Италией.

Подвели расчеты Германии и в другом, а именно – в системе радаров. Когда у немцев использовались уже более современные и технически более совершенные разработки, британцы пользовались длинноволновыми устройствами. Эти радары, захваченные в 1940 году, были ошибочно приняты бесполезными и устаревшими, но тогда еще немцы не знали, что это была лишь часть радиолокационная системы.

Британская система ПВО
Британская система ПВО

Постепенно возрождалась и прославленная система ПВО Британии. Под патронатом главного маршала авиации, Хью Даудинга, территорию страны поделили на условные единицы: сначала на группы, а их в свою очередь – на сектора. Интересной была и система оповещения о приближающемся противнике. Прибрежные наблюдательные пункты и радиолокационные станции засекали вражеские самолёты, а затем передавали информацию операторам, которые уже отфильтровывали её и на основании полученных данных высылали определенные эскадрильи в бой. Такая тактика позволяла избегать изнурительных воздушных патрулей, позволяя как экономить материальные ресурсы, так и не растрачивая попросту силы летчиков.

Сначала события развивались не слишком активно, но довольно напряженно. С июля по середину августа 1940 года основным полем боя стало небо над Ла-Маншем. Британцы не расходовали основные силы, стараясь маленькими группками отражать налеты противника, но было это весьма сложно: пересечение Ла-Манша для немецких самолетов требовало порядка 5 минут, в то время как англичане тратили аж 15, чтобы набрать необходимую для перехвата высоту. Тяжелые потери выматывали британские ВВС, но всё же они смогли подобрать максимально эффективную стратегию отражения нацистских налетов, но несмотря на это люфтваффе продолжало очные бомбежки и минирования портов.

Но существенная неорганизованность со стороны немецких сил также привели к том, что наступление не возымело желаемого нацистами успеха. Бомбардировка часто происходила хаотично, без конкретных целей или цепочек задач: города, аэродромы, заводы, наблюдательные пункты и радарные станции, военные склады – часто предполагаемые последствия были выше реальных, а отсутствие четкой структуры атак приводило к меньшей эффективности.

Немецкие самолеты
Немецкие «грызуны»

Соотношение сил было не в пользу англичан: британские ВВС к 10 августа 1940 года насчитывали 805 готовых к взлету боевых машин против 1011 немецкий истребителей. Одним из наиболее тяжелых дней этого периода стало 13 августа, когда нацистские самолеты совершили почти полторы тысячи вылетов. Немцами было заявлено о 84 своих победах в небе, британскими летчиками – о 64, однако статистика недвусмысленно называла победителя – ВВС Британии ценой 13 самолетов смогли сбить почти втрое больше машин противника – 34.

Пощады не было не только к металлу – жизни пилотов ценились ни меньше истребителей. Нацисты прямо в воздухе старались расстреливать с пулеметов выпрыгивающих с парашютом британских летчиков, в том время как многие английские истребители старались нанести максимальный урон гидросамолетам Германии, спасавшим летчиков люфтваффе из холодных вод Ла-Манша.

7 сентября стало одним из самых трагичных страниц в жизни окружённого войной Лондона – 318 бомбардировщиков волнами накрыли британскую столицу, превратив отдельные районы в месиво из камня и металла, и практически полтысячи мирных жителей стали жертвами такой черной жатвы, раненых осталось еще больше. RAF пытались перехватить немецкие бомбардировщики в зоне, где сопровождающий их эскорт не мог лететь дальше, и большие железные машины оставались неприкрытыми.

"Мы справимся, а тебе сейчас лучше быть далеко от Лондона..."
«Мы справимся, а тебе сейчас лучше быть далеко от Лондона…»

Решающий момент

Ключевым моментом стал еще один массивный налет на Лондон, который должен был продемонстрировать всю мощь люфтваффе и доказать немецкое превосходство в воздухе. 15 сентября нацистским командованием было решено попробовать в который раз переломить ситуацию, но на сей раз было ясно, что от исхода в тот день будет во многом зависеть и финальный исход. Три сотни «Харрикейнов» и «Спитфайров» схлестнулись в воздушной схватке с более чем двумя сотнями немецких бомбардировщиков, которые двигались к Лондону под прикрытием «Мессершмиттов». Часть немецких истребителей несла бомбы, чтобы запугать англичан, однако неблагоприятные погодные условия и высокоэффективная работа королевских ПВО смогли фактически свести ущерб от этих бомб на нет.

Собор Святого Павла после налета
Собор Святого Павла после налета

Отличились своим бесстрашием и героизмом и сами британские пилоты – сержант Рей Холмс расстрелял все имеющиеся патроны, а затем отправил свой «Харрикейн» на таран бомбардировщика «Дорнье», уничтожив его и при этом сумев успешно катапультироваться. Отличился также офицер Педди Стефенсон, также протаранивший «Дорнье» и отделавшийся переломом лодыжки.

Более тысячи немецких машин пытались принести Германии победу в Битве за Британию, но этим планам не суждено было сбыться. За неделю боёв люфтваффе потеряло 300 истребителей (Британия за этот же период – 120). К 1 октября у нацистов осталось менее 300 боеспособных машин, которые никак не смогли бы обеспечить господство в воздухе. Еще сильнее досталось немецким бомбардировщикам – каждый четвертый из них был либо сбит, либо фактически непригоден к дальнейшей службе.

Вокруг Битвы за Британию до сих пор идут ожесточенные споры, но ясно одно – героизм английских летчиков, титанические усилия инженеров и техников, а также эффективная тактика привели RAF к победе.

По материалам:
Лиддел Гарт. Вторая мировая война.
Хэнсон Болдуин. Битва за Британию.
Зимин Г. В. Истребители. — М. Воениздат 1988.
The Battle of Britain; August – October 1940. Ministry of Information on behalf of the Air Ministry. 1941.

  • reply Riven ,

    Что-то мне подсказывает, что если бы Гитлер хотел захватить или уничтожить Британию, он бы сделал это. Цифры какие-то не серьёзные, любят всё-таки западные наши «коллеги» раздуть слона из мухи.

    • reply WarSpirit ,

      Где тут «слон»?

      • Riven ,

        «Битва за Британию»

      • reply Konrad_Novak ,

        Гитлер не всесилен и всезнающ 🙂 ВОВ это показывает очень наглядно.

        • WarSpirit ,

          Кто бы спорил ))

          • Riven ,

            Да я ведь не спорю. Другой вопрос, что концентрировался он на восточном фронте, если бы немного сместил приоритеты, то от Британии ничего бы не осталось, но и неизвестно, что было бы на востоке.

            • WarSpirit ,

              «Если бы да кабы» не считается ) По факту англичане настучали Гитлеру и Герингу по щам. За что им собственно и респект.

              • Riven ,

                Про то, что воевали храбро — это они молодцы. Ещё они молодцы, что из 120 сбитых самолётов целую БИТВУ за БРИТАНИЮ создали. Я ведь не про солдат и лётчиков пишу, а о информационной войне, которой другие люди занимаются.

                Примерно то же самое и с туризмом. На западе из любой, извините за выражение, какашки, делают сверхприбыльный туристический объект, а, например, у нас только сейчас более менее начали информационно внедрять мысль, что в России то тоже есть на что посмотреть 🙂

                • Alex1812 ,

                  там каждая из сторон потеряла под 2000 самолетов, и это за считанные месяцы. По-сути одно из крупнейших воздушных сражений в истории

                  • Riven ,

                    Про 120 самолётов я, конечно, загнул. Это были описаны потери одной недели. Можно обратиться к википедии, там потери 1023 у Британии и 1887 у немцев. За всю Битву за Британию погибло 4000 солдат.

                    Берём ту же википедию: Воздушные сражения на Кубани (прошу заметить, не Битва за СССР, а именно, что воздушные бои), потери примерно сопоставимые, не многим меньше, но и воевали на месяц меньше.

                    Причём, я не оспариваю подвиг лётчиков воевавших в Англии — над морем на самолёте воевать, наверняка, свои ощущения. Могли ведь назвать всё это дело Воздушные бои над Ла-маншем например, или в крайнем случае, Воздушные сражения за Британии чтоли.

                • reply WarSpirit ,

                  Каждая страна вправе гордится тем, что у неё было. Сравнение потерь с другими странами тут не очень уместно. Для них это была мега битва. Для америкосов Омаха и Бастонь, хотя если сравнивать со Сталинградом… А Китайцы например, потеряли почти 4 млн бойцов во Второй мировой и о их сражениях мы вообще особо ничего и не знаем.

                  • reply Riven ,

                    Так вот ведь я же об этом. Каждая страна вправе гордиться своим прошлым. Только, когда некоторые страны начинают возвышать свои «мега битвы» в их понимании и занижать действительно великие сражения других стран, вот тут-то и начинается несправедливость и переписывание истории. Я, например, против переписывания истории.

                    • Lexx SV ,

                      «Могли назвать это дело «Воздушные бои над Ла-Маншем» или «Воздушные сражения за Британию» что-ли.»

                      По логике событий это именно «Битва за Британию».
                      Контроль неба -> контроль моря -> десант на Остров -> снабжение десанта на Острове -> крах Великобритании. Превосходство в воздухе — ключевой (и единственный) элемент успеха Германии.

                      Вспоминаются «Сталинградская битва» и «битва за Кавказ»: эти операции также имели стратегические цели и последствия и так же были кульминацией продвижения вглубь территории.

                      • WarSpirit ,

                        Моё мнение — переписывать историю не только можно, но и нужно. История — наука и это примерно то же самое, что запретить переписывание, физики например. А как же белые пятна, неисследованные первоисточники, новые раскопки, забытые мемуары и летописи? Другое дело, что история — штука крайне политизированная, её всегда пишут победители и в этом главная проблема. Впрочем, к битве за Британию это всё как раз не особо относится 🙂

                    • reply Назар ,

                      У вас на втором фото (где два самолета) — Spitfire, а подписано что Hurricane

                      • reply Mad General ,

                        Спс, поправил.

                      Leave a comment

                      © Copyright 2017
                      WAR.EXE by WarSpirit

                      Копирование материалов запрещено!