Стратегии, варгеймы и тактические игры для ПК
Стратегии, варгеймы и тактические игры для ПК

Типология настольных варгеймов

Поговорив о различиях компьютерных и настольных варгеймов, давайте поближе познакомимся с настольными варгеймами. Данная классификация субъективна, однако даст базовое представление о существующих типах настольных варгеймов. К сожалению, многие типы варгеймов (с импульсной активацией юнитов,  движением «point2point» и т.д.) пришлось вообще выбросить из классификации, ради меньшего размера статьи.

Настольные варгеймы, использующие миниатюры

Можно назвать это отдельным хобби, лишь одним краем затрагивающим варгеймы. Варгеймы с миниатюрами крайне требовательны к игрокам — мало лишь найти место для расклада игры, оппонента и время для партии. Каждую фигурку нужно покрасить вручную, помня о мундирах прошлого, где-то хранить (зачастую, создавая целые диорамы), а то и создать с нуля, отлив из пластика или эпоксидной смолы. Для многих варгеймеров-миниатюрщиков сама игра — лишь приятное дополнение к коллекционированию «солдатиков».

Миниатюрные настольные варгеймы выглядят крайне эффектно
Миниатюрные настольные варгеймы выглядят крайне эффектно

Из-за большого количества различных масштабов, варгеймерам-миниатюрщикам приходится, зачастую, выбирать между игрой с оппонентом, или же любимым масштабом (а об их достоинствах и недостатках идут постоянные споры). Движение юнитов зависит от конкретных правил игры — некоторые системы используют привычную гексагональную сетку, для некоторых же требуется отмерять расстояние линейкой.

Свою историю варгеймеры с миниатюрами отсчитывают от книги Герберта Уэллса «Маленькие войны» и игры «Морская военная игра», опубликованной, как и книга Уэллса, в начале XX века. Где-то до середины 1960-ых годов, такие варгеймы считались единственно «правильными», пока у них это звание не отняли фишечные варгеймы.

Настольные варгеймы с использованием фишек

Самый привычный, для многих, формат варгеймов. Свою историю начинает от игры Tactics, выпущенной аж в 1954 году. С тех пор, фишечные настольные варгеймы далеко обогнали по популярности своих соседей. И немудрено — эпоха массовых армий обезличила отдельные подразделения, заставив унифицировано подойти к отображению юнитов на карте.

В армиях разных стран создали систему тактических значков, которые с помощью символов отображают тип, размер и местоположение подразделений. Это привело к тому, что «фишечные» настольные варгеймы, множество из которых использует НАТО-вскую систему тактических значков, стали выглядеть более реалистично, нежели миниатюры.

Types of wargames 2

Теперь игрок,  склонившийся над топографической картой с унифицированными фишками, находится почти в тех же условиях, что и реальный офицер-оператор. Усложнение варгеймов, обросших множеством таблиц расчета боя, передвижения, снабжения, морали и т.д. лишь увеличивает сходство.

Блочные настольные варгеймы

Зародились в 1970-ых. Основное их достоинство заключается в необычном способе моделирования тумана войны — с одной стороны деревянного блока (обращенной к игроку) наклеено изображение юнита, другая же сторона (обращенная к противнику) пуста. Таким образом, противник видит лишь стену безликих блоков.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать.

Это позволяет обманывать противника, создавая, к примеру, на одном фланге скопление слабых юнитов, готовя основной удар совсем в другом месте. Да, подход не идеален, но многие настольные варгеймы не моделируют туман войны вообще.

Основным минусом блочных настольных варгеймов является их высокая цена. Мало того, что они, в среднем, дорожи своих картонных собратьев, так они ещё и тяжелее, что серьезно увеличивает стоимость доставки.

Карточные настольные варгеймы

« […] абсолютное, так называемое математическое, нигде в расчетах военного искусства не находит для себя твердой почвы. С первых же шагов в эти расчеты вторгается игра разнообразных возможностей, вероятий, счастья и несчастья. Эти элементы проникают во все детали ведения войны и делают руководство военными действиями по сравнению с другими видами человеческой деятельности более остальных похожим на карточную игру»  (с) Клаузевиц.

Самый новый тип варгеймов, и, на мой взгляд, крайне перспективный.  Каждый ход на руках у игрока оказывается несколько карт с различными видами действия. Из-за случайности выбора карт, игрок не может делать всё, что хочется — он вынужден выбирать между имеющимися игровыми картами.

Combat Commander - одна из самых популярных серий варгеймов, где используется карточная механика
Combat Commander — одна из самых популярных серий варгеймов, где используется карточная механика

С одной стороны, это иногда приводит к абсурдным ходам, когда юниты одного игрока идут через открытое поле в полный рост, а у другого на руках нет карты «Стрелять», чтобы заработали его пулеметы. Но с другой стороны такая механика отлично моделирует трение между командиром и подчиненными. Игрок из вышеприведенного примера видит лишь результат: невозможность стрельбы. Это может быть обусловлено любыми причинами — внезапно переданной свыше установкой на прекращение огня, дезинформацией противника, страх подчиненных солдат перед открытием огня, невозможностью передать солдатам конкретный приказ и т. д.

Также, это отлично отражает психологию людей — в бою не всегда возможно принять наиболее рациональное решение. Даже если все ограничения сняты, солдаты готовы открыть огонь, а адьютант стоит с поднятой ракетницей, реальный командир может просто ошибиться, не приняв во внимание очевидную, казалось бы, возможность, или же вообще сознательно исключив её из списка доступных решений.

К примеру, неопытный командир желает, чтобы противник подошел поближе, не сознавая, что это лишает его всех плюсов пулеметов, или же просто растерялся и медлит, а может быть его в этом ходу контузило, и среди младшего комсостава возникло замешательство.

Все эти, и многие другие вероятности отражаются в карточных настольных варгеймах лишь банальным отсутствием нужных карт «на руках». Но я призываю варгеймеров смотреть на вещи глубже. Каждая игра — абстракция, где нам, зачастую, известен результат, но неизвестны причины. Иногда без фантазии не обойтись.

 

  • reply rar90 ,

    Ба, знакомые все лица…

    • reply WarSpirit ,

      Здарова, не шуми 🙂 Все так и есть.

    • reply Stryker ,

      Про карточные варгеймы стало интересно.
      Слышали про отечественную СКИ «Война»?

      • reply WarSpirit ,

        Слышали, что такая есть. Но не играли пока.

        Leave a comment

        © Copyright 2017
        WAR.EXE by WarSpirit

        Копирование материалов запрещено!