Обзоры

Panzer General — история серии игр. Часть первая.

Давно хотел написать материал о серии игр — Panzer General. Вот похоже, задуманное постепенно материализуется. Представляю вниманию читателей первую часть статьи об этих классических, военных играх.

Первая игра серии Panzer General  стартовала в 1994 году усилиями разработчика и издателя SSI (Strategic Simulations, Inc), переживавшего в те годы пик своего развития и популярности. Основанная в 1979 году Джоэлем Биллингсом, компания позиционировалась как издатель стратегий, но довольно скоро «пристрастилась» и РПГ и другим жанрам. Впрочем, стратегии и варгеймы оставались для SSI любимой темой вплоть до ее поглощения Mindscape в 2000 году с дальнейшей интеграцией в недра могучей Ubisoft.

Собственно воргеймы на тему Второй мировой существовали и гораздо раньше, но выход PG ознаменовал в истории жанра новую веху в резвитии жанра стратегий. Основная примечательность, которую несла эта игра — возможность играть в нее совершенно не вникая в детальное изучение правил и что не маловажно, наконец-то вагрейм получил очень симпатичную визуальную оболочку.

В германском мундире

Первое, что бросалось в глаза вступавшему на тропу войны «панцер генералу», это огромное количество разнообразной техники и подразделений. Впрочем, количество и внешнее разнообразие ничуть не смущало, ибо все юниты подчинялись одним и тем же, не сложным правилам боя и перемещения по игровым шестиугольникам. Двигаемся — стреляем, получаем в ответ, оцениваем результат. Примитивный на первый взгляд геймплей, на удивление долго не отпускал от экранов игроков, заставляя ночами, напролет возится с десятками своих солдатиков на поле боя, захватывая неприятельские города за строго отведенное по количеству ходов на сценарий, время.

Начиная с простых действий, игрок постепенно вникал в правила игры. Отряды можно было покупать за условный «престиж», а впоследствии они поддавались модернизации и пополнению. Танки и пехота вели себя в бою по-разному в соответствии от занимаемого ними игрового поля и окружающих обстоятельств. Особую роль играли артиллерия и авиация, оказывая игроку большое подспорье в продвижении к заветным городам — точкам победы.

Игра не мелочилась в сюжетных рамках и предоставляла возможность легко переигрывать величайшие сражения в истории двадцатого века и чувствовать себя если уж не лидером нации, то фельдмаршалом наверняка.

Приятным сюрпризом были гипотетические сценарии, которыми вознаграждался игрок за молниеносное и удачное развитие своего блицкрига. В качестве награды виртуальным генералам предоставлялась возможность, в итоге высадится на берегах Англии или даже на побережье Соединенных штатов, с последующим походом на Вашингтон.

Как говорят в таких случаях — успех игры превзошел все ожидания разработчиков.  Panzer General  прочно засел в топах игровых изданий тех лет. К игре стали проявлять пристальное внимание даже издатели консольных игр, известных доселе своей нелюбовью к стратегиям. Так спустя некоторое время, игра выходит на платформах 3DO и SonyPS.

Пожалуй, единственный крупный недостаток игры, которым довольно быстро стали укорять издателя, это сюжетная однобокость. В режиме кампании играть можно было только за вермахт и никак иначе. Конечно, можно было попробовать мультиплеер и  особенно популярный тогда «хотсит» — режим двух игроков на одном компьютере, но последним хотелось большего.

Panzer General меняет фракцию

SSI, быстро сориентировавшись в текущей ситуации и внемля гласу игровой общественности и критике, уже на следующий — 1995 год, выпускает Allied General  — по сути просто большое дополнение к PG, но продает ее естественно, как совершенно новую игру. Наконец-то игрокам предоставлена возможность в полной мере руководить армиями союзников.

Справедливости ради нужно заметить, что в те годы выпуск аддонов еще не был таким отлаженным или даже скорее «конвейерным» процессом как сейчас. Посему выход  Allied General,  несмотря на практически полную идентичность своему предшественнику,  был воспринят вполне положительно прессой и игроками,  получивших наконец, возможность играть кампании за союзников антигитлеровской коалиции.

Чуть измененный интерфейс, более отточенный  игровой баланс, и множество новых сценариев — вот суть AG, который, так же как и предшественник был моментально проглочен прошедшими первую часть игроками.

Ход единорогом

Разобравшись со Второй мировой и спустя еще год, видимо памятуя о своих РПГ проектах, SSI делает в прямом смысле неожиданный «ход конем» и переносит Panzer General  в мир фентези. На рынок выходит Fantasy General — стратегия, основанная все на все тех же правилах, и на том же  игровом движке. Танки и самолеты заменяются на волшебников, эльфов, драконов и прочую сказочную живность. Суть геймплея остается практически без изменений. В то время как рыцари толпятся вокруг осаждаемых городов, лучники и катапульты изображают из себя артиллерию, а драконы поливают неприятеля огнем с небес. Интерфейс игры в угоду теме обрастает драгоценными камнями, готическим шрифтом и золотыми завитушками.

Среди нововведений можно отметить систему исследований, с помощью которых игрок получал доступ к новым отрядам. В отличие от Panzer General  уменьшено количество параметров для каждого юнита, но зато в игре появляются артефакты, дающие новые заклинания для последующего использования на поле боя. Игру ведет не замысловатый сюжет о страшных Shadowlord захвативших мир и дающий возможность выбрать одного из четырех основных героев (генералов) для прохождения кампаний.

Fantasy General тепло встречают игроки и несколько более сдержанно критики игродева. Но игра, безусловно и быстро находит своих почитателей, хотя по продажам и не становится таким хитом как оригинал.

Звездная экспансия Star General

1996 год. Продолжая экспериментировать с движком игры Strategic Simulations, Inc  набирается смелости и осуществляет мощную экспансию в жанр серьезных космических стратегий — жанр весьма популярный и быстро развивающийся в те годы.

Перед изумленной публикой предстает  — Star General.  Космическая, и почти глобальная стратегия с элементами воргейма. В отличие от предыдущих игр серии, в Star General добавляются новые компоненты – несколько примитивную дипломатию и строительство. Основным геймплейным новшеством становится возможность вести бои не только в космосе, но и на поверхности планет. Таким образом, игрок сначала уничтожает космический флот противника, а затем высаживает десант и начинает сражение на земле. Сам бой проходит все по тем же старым, проверенным временем правилам с захватом городов, использованием авиации и отрядов дальнобойной огневой поддержки.

После выхода игра получила весьма высокие оценки прессы, но игроками была воспринята очень неоднозначно.  Почитатели грандов типа Master of Orion так и не приняли игру ввиду очевидной схематичности многих составляющих. А старые поклонники серии, напротив, в свою очередь, стали жаловаться на излишнюю сложность, громоздкость и затянутость игрового процесса. В игре улетучилась былая легкость и интуитивная простота восприятия происходящего.

Все это в результате, заставило SSI пересмотреть свой взгляд на дальнейшее развитие серии и вернуть игру в привычные и надежные рамки темы о Второй мировой войне. Так по сложившейся временной традиции — еще через год, выходит Pacific General.

Вспоминая Перл-Харбор

В Pacific General разработчики возвратились к истокам. И на этот раз, обратились к истории военных действий на Тихом океане. Привычные отряды пехоты и бронетехники сошлись в смертельной схватке на островах и архипелагах восточного полушария. Кроме союзников воможно стало играть за императорскую Японию, которая начинает свою кампанию с известных всем событий в Перл -Харборе.

«Изюминкой» игры становятся боевые действия на море и соответственно многочисленные корабли, присутствующие теперь во многих сценариях. Использование дальнобойных линкоров и авианосцев расширяет тактические изыски «панцер стратегов». Кроме того, в игру был добавлен генератор сражений и мощный редактор для создания своих сражений на основе имеющихся карт.

Интерфейс игры подвергся очередной модернизации и стал пожалуй даже, немного избыточным. Так например, в углу игровой карты появилось маленькое окно в котором крутилась хроника войны или показывался прогноз погоды…

Тем временем, со старта самой первой игры серии шел уже четвертый год, и в недрах студии разработчиков  уже вовсю кипела работа над совершенно новым Panzer General — на новом графическом движке…

Вторая часть
Третья часть

Метки

Похожие

2 thoughts on “Panzer General — история серии игр. Часть первая.”

  1. кроме классического Panzer General’а была и его версия с открытым исходным кодом под названием lgeneral. Это был мой первый компьютерный варгейм (не считая игры по Первой мировой для Спектрума), причем в него не только играл, но и переписывал код в плане добавления новых правил и совершенствования поведения AI. Какие были времена!

    1. Не слыхал даже о таком. Меня угораздило познакомится с PG на приставке Panasonic 3DO. Была такая в свое время. Потом уже копм купил.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close