Стратегии, варгеймы и тактические игры для ПК
Стратегии, варгеймы и тактические игры для ПК

Order of Battle Pacific — по следу Ямамото

Хороших стратегий на тему войны в Тихом океане не так уж и много, а точнее будет признать — совсем мало. Выхода нового варгейма — Order of Battle Pacific от студии The Artistocrats ждали многие игроки и надежды на игру возлагали серьезные. Оправдались ли они? Давайте разбираться.

Вчера вечером мой стим счетчик времени в игре перевалил за 60 часов и думаю, пришла пора поделиться своими впечатлениями об этом безусловно, интересном варгейме. В начале — традиционно небольшое вступление для тех «кто в танке».

Order of Battle Pacific – пошаговый, гексагональный варгейм по мотивам боевых действий армий союзников и императорской Японии во Второй мировой войне 1941-1945гг. По сути — духовный наследник далекого Pacific General от SSI. Однако называть Order of Battle Pacific ремейком я бы не стал. Различий много, и они весьма существенные.

Долгие дороги в джунглях

В своё время знаменитый адмирал Ямамото сказал –

я буду неудержимо двигаться вперёд в течение половины или целого года, но я абсолютно не ручаюсь за второй или третий год

Разумеется, адмирал имел в виду ресурсы империи которых просто не хватит на длительное ведение войны с Западом. И хотя система глобальных стратегических ресурсов в игре напрямую никак не отыгрывается в отличие, например, от War in the Pacific, именно собственную систему снабжения войск на боевых картах можно назвать главной и ключевой особенностью Order of Battle: Pacific.

Order of Battle Pacific

Источниками ресурсов служат специальные точки на карте (достаточно нажать Пробел для просмотра). Как правило это города, поселки, аэродромы. Кроме того, морские суда так же могут служить источником снабжения. Все они генерят общее количество ресурсов на связанной между собой территории. Любой наземный юнит в свою очередь, потребляет некое количество ресурсов.

Таким образом, если войск на карте много, а ресурсов недостаточно, то первые начинают терять свою эффективность. А это, пожалуй, самый важный боевой параметр из всех прочих. Если же юнит оказывается вовсе отрезанным от источника ресурсов, то очень быстро превращается в пушечное мясо не способное ни толком воевать, ни далеко передвигаться. Исключение могут составить только элитные войска с высоким уровнем опыта, но и те — не на долго. Нужно ли говорить о том, насколько огромную роль стал играть единый фронт, обозначенный цветными границами на карте. А так же вспомогательные суда снабжения для морских пехотинцев.

AI, который в игре совсем не плох, обо всем этом хорошо знает и по ходу боев старается использовать с выгодой для себя. Если на глобальном уровне его перехитрить не сложно, то в локальных стычках готовьтесь к тому, что ваши отдельные подразделения будут часто отрезаться от снабжения, по возможности окружаться войсками противника и очень быстро уничтожаться, если вы не озаботитесь срочным спасением попавшего в «котел» юнита.

Order of Battle Pacific

Большинство карт в игре большие по размерам и часто со сложным рельефом. Джунгли, горы, холмы и многочисленные реки, как оно и есть в этом регионе в действительности. Огромное значение имеют дороги и механизация войск, ибо продирающейся через бамбуковые заросли или склоны год отряд пехоты уже через пару ходов становится полностью вымотанным, с красным индикатором эффективности. А если впереди засада?

Кстати говоря, плотный лес — с одной стороны является большой проблемой при передвижении, но с другой – служит великолепным укрытием, обнаружить которое не сможет даже авиация. Не менее превосходным методом скрыть расположение войск кстати, будет и город, что выглядит не менее логично.

Поддержи ближнего своего

Помните насколько неприятными для атакующих войск моментами в том же Panzer Corps всегда был заградительный огонь дальнобойной артиллерии при попытке атаковать позиции врага? Так вот — в Order of Battle: Pacific такого нет. И вообще, нет ответного огня. Все стреляют строго по очереди. Исключение составляют только боевые суда с зенитками. Но и тут разработчики придумали уникальную систему. Находящиеся на соседних гексах дружественные юниты оказывают пассивную поддержку своим соседям как в атаке, так и в защите. Визуально это реализовано в виде появляющихся красных или синих плюсиков при наведении курсора перед атакой, а также цифр прогнозируемых результатов для предстоящего боя.

В результате, атаковать наиболее эффективно предпочтительнее, когда вражеский юнит хотя бы частично окружён с флангов. В идеале — окружён со всех сторон.

Order of Battle Pacific

Особую роль в исторических кампаниях играют прикрепляемые к юнитам командиры. Подразделение с командиром имеет вокруг себя радиус влияния и накладывает определенные бонусы на дружественные войска поблизости. Идея не нова и большого влияния командиров на исход битв мне заметить так и не удалось, но в качестве дополнительного разнообразия выглядит в целом, интересно. Вполне возможно, разработчики со временем как-то усилят и доработают этот момент.

Пару слов об авиации. Наземные аэродромы на картах имеют специальные ангары куда следует приземляться вашим боевым самолетам по аналогии с авианосцами. Причем, не защищенный войсками ангар с «припаркованными» там самолетами может быть на раз уничтожен противником. Так что держать самолеты лучше всего постоянно в воздухе используя аэродром только для ремонта и заправки.

В отличие от наземных войск, авиации в игре требуется топливо. И хотя одной заправки хватает на долго, забывать про пополнение топливом не стоит ни в коем случае.

Aye Aye сapitan!

Боевые действия на море – это особая «фишка» и гордость разработчиков. Залпы главных калибров линкоров и крейсеров придется слушать много и часто. Ровно, как и проводить многочисленные военно-морские и десантные операции. Визуально, кораблики красиво палят из всех стволов, а «неудачники» медленно уходят на дно и потом видно их силуэты которые лежат там до конца игры. Атмосферно однако!

Order of Battle Pacific

Стальным монстрам совершенно не требуется снабжение, и они обеспечивают прекрасную огневую поддержку наземным войскам. Причем, в зависимости от класса, зачастую, на достаточно большом расстоянии. Группа тяжелых кораблей способна за относительно короткий срок подавить, а то и просто уничтожить значительные силы противника. Заметил, что наиболее эффективно корабли ведут обстрел находясь в неподвижном состоянии.

Order of Battle Pacific 7

Авианосцы – не слишком живучие сами по себе, но несущие на борту разнообразную, смертоносную авиацию. На борту «плавающих аэродромов» так же, как и в наземных ангарах самолеты можно ремонтировать и заправлять.

Очень интересно реализованы боевые субмарины и боевые действия с ними связанные. Обнаружить их в подводном состоянии можно только с помощью специальных сонаров у эсминцев или натолкнувшись вплотную при попытке поставить свой юнит на тот гекс, что уже занят подводниками. Корабль может использовать сонар и атаковать подлодку, если та конечно, окажется в доступном для бомб радиусе, но при этом полностью теряет ход.

И хотя на официальном форуме Order of Battle: Pacific многие игроки жалуются на недостаточную эффективность торпедных атак вообще и в особенности субмарин, сам механизм противостояния кораблей и подлодок реализован на мой взгляд очень удачно.

Order of Battle Pacific — еще ход, еще миссия…

Вообще говоря, первые впечатление от игры у меня сменялись примерно так – Интересно, но намудрили… – Ага, вот теперь понятно, но.., – Супер. Еще ход, еще миссия..! Подозреваю, что очень многие игроки, проведшие множество баталий в классических «генералах» будут испытывать примерно схожие ощущения.

Как видите, без косвенных сравнений и упоминания о PG и PC в контексте не обошлось. Оно и понятно – родные корни как ни маскируй, но все равно в глаза бросаются. Однако повторюсь —  назвать Order of Battle: Pacific еще одним «PG клоном» ни в коем случае не стоит.

Order of Battle Pacific 8

В Order of Battle Pacific совсем другая глубина, совершенно иной общий темп игры и ряд четких, собственных правил. Нет привычных для классики строгих ограничений на общее количество ходов. Вернее, общее количество ходов в сценариях все-таки ограничено, но запас их таков, что бы игрок не занимался постоянным блицкригом, а предпочел неспешное планирование и проведение масштабных операций. При этом, во многих сценариях присутствуют дополнительные задания, с выполнением которых все же стоит иногда поторопиться.

Сами по себе, исторические кампании в игре не особо длинные, но размеры некоторых карт вполне компенсируют это недостаток. Как и следовало ожидать, обе кампании начинаются с известных событий в Перл Харборе. Но прежде чем начинать их, настоятельно советую всем, кто впервые садится за игру пройти сначала 4 обучающих сценария. Поверьте, лишним не будет даже если у вас большой опыт в подобных варгеймах.

Order of Battle Pacific 9

Очень удачная получилась игра, несмотря на мелкие недоработки. Они к сожалению, тоже есть. Это и заметные притормаживания во время анимации боя, медлительность хода AI на больших картах, не особо ровный на мой взгляд, баланс ряда юнитов и даже редкие краши с вылетом на рабочий стол. Всё это наверняка исправят со временем. И тогда, в сухом остатке перед нами будет качественный, увлекательный и самобытный варгейм.

Мультиплеер в Order of Battle Pacific стандартный для подобных игр — классический PBEM++ Дополнительно присутствуют так называемый режим HotSeat (несколько игроков за 1 компьютером по очереди) и кооперативная игры на мп картах против AI.

Некоторые кивают на подобные игры — мол, ну какой это варгейм? Все подразделения условны, карты без точного масштабы, историчность хромает и так далее. Так и есть. Но кто сказал, что варгейм не может быть аркадным? Всему своё время и место, как говорится.

В своём недавнем интервью разработчики намекали, что собственно «Pacific» в названии игры вполне может оказаться как название только первой части из общей серии под названием «Order of Battle». Очень хочется в это верить и пожелать создателям хороших продаж и дальнейшего креатива.

В качестве постскриптума и небольшого бонуса предлагаю всем читателям Скачать и опробовать совершенно новую, одиночную миссию к OoBB — Сайпан 44. А я разве не упоминал, что с игрой поставляется отличный редактор уровней? Ну да ладно, это уже тема для отдельной статьи в рубрике «Мастерская».

Страница игры

 

  • reply Twister ,

    Игра супер, недавно для себя открыл. Спасибо за обзор соглашусь со всем вышеописанным.

    • reply Veles ,

      Привет сообществу! А подскажите пожалуйста куда бросать доп.сценарии? У меня игра их почему-то не видит. Игра взята с сайта С…, может-быть дело в пиратской версии игры? Что можете посоветовать (допы тоже не устанавливаются).

      С уважением…

      • reply WarSpirit ,

        Как то так — \Documents\My Games\Order of Battle — Pacific\Scenarios По поводу допов — вероятно дело в пиратке.

      • reply Veles ,

        Спасибо,но не помогло

        Leave a comment

        © Copyright 2017
        WAR.EXE by WarSpirit

        Копирование материалов запрещено!