Обзоры

Обзор военно-морского варгейма — Rule the Waves

Rule the Waves (RTW) — морская стратегия от NWS, посвященная глобальному военно-морскому противостоянию, которое развернулось в начале 20-го века. Играющий в RTW примерит на себя роль выдающегося (или не очень) адмирала в период с 1900 по 1925гг.

RTW – выдающаяся игра, созданная на основе движка “Steam and Iron” (SAI), который в данной игре используется для генерации тактических битв. Для морских сражений данный движок – это то же самое, что и Command Ops (от Panther Games) — для сражений. Этот операционный варгейм в режиме реального времени скорее акцентируется на картине в целом, а не на микроменеджменте.  Умный и хитрый AI воспроизводит все тактические детали, в числе которых кропотливая симуляция таких вещей, как общий урон, поле зрения, сила огня и снаряжение каждого из множества кораблей, участвующих в баталиях. При этом, в игре используются простейшие 2D-визуализации.

Rule the Waves обещает гораздо больше, чем просто интересные морские бои. Вы можете создавать корабли, в которых каждая функциональная деталь добавляется вами лично, а затем использовать их в глобальных стратегически кампаниях, побеждая (или проигрывая) в войнах и завоевывая превосходство на море для вашей державы. И конечно, вы всегда должны быть на стороже, ведь  неправильные решения, просрочки и проигранные битвы способствуют потере вашего адмиральского статуса, а слабый флот будет стоить вашей нации места под солнцем. Таким образом, RTW обещает игроку целый динамичный мир, в котором великие корабли помогают в борьбе за власть. Но насколько игра выполняет данное обещание?

Rule the Waves (RTW)

Геймплей кампании

Rule the Waves имеет только один режим геймплея. Те, кто заинтересован в кастомных баталиях, перестрелках или исторических операциях, могут поискать все это в старых играх Steam and Iron. К сожалению, ни SAI-движок, ни RTW никогда не поддерживали режим multiplayer

Игра начинается с выбора государства. Rule the Waves предлагает 8 играбельных исторических империй (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Австро-Венгрия, Россия, Япония, США) и две «кастомные нации»: историческую Испанию и альтернативно развивающуюся CSA, пережившую гражданскую войну. Кастомная нация отличается тем, что ее может контролировать только игрок, а не AI. В любом случае, чтобы вы не выбрали, AI будет контролировать 6 противостоящих государств, таким образом, это всегда 7-полюсная борьба за мировое господство.

Не все империи равны по силе. Британия – это великая мощь, которая «рулила» на морских просторах в 1900-х. Кроме того, она же ворочала огромными морскими бюджетами, так что разработчики RTW вынуждены искусственно «раздувать» бюджеты других стран, (иногда даже в два раза) чтоб игроки, которые играют НЕ за Британию, имели шанс побороться. Но есть и возможность поиграть при реалистичных бюджетах.

Rule the Waves (RTW) -07

У каждой страны есть набор собственных стартовых характеристик и условий.  Например, Япония может провести внезапную атаку, а у Германии есть чудаковатый (мягко говоря) лидер, который будет то и дело вмешиваться в военно-морские дела.

Ваша страна начинает игру с уже существующим флотом. Вы можете создать его самостоятельно, используя данный на это бюджет, или же позволить игре сделать это за вас. Флоты, с которых начинается игра, не являются исторически достоверными военно-морскими силами каждой страны, но стоит заметить, что вы всегда начинаете игру с флотом, состоящим практически из одних дредноутов и весьма похожим на исторический.

Интерфейс игры представляет вам отчеты о вашем бюджете, превосходстве, политической обстановке, международной напряженности, карте, а также списки ваших кораблей, которые можно послать в бой,  информацию о тех судах, которые только строятся и множество прочих полезных данных. С правой стороны интерфейса в самой его глубине находится, призывающая вас к решающим действиям кнопка “Turn”. Примите ваше решение, нажмите ее, и время потечет вперед (каждый шаг длится один месяц). На первый взгляд все происходящее может показаться кромешным адом для поклонников микроменеджмента. Но если разобраться, то игра довольно динамичная и не требует от игрока огромного количество неоправданных кликов или большого количества игроков.

Например, меню исследований выглядит сложным, но на самом деле вам нужно просто решить, какую часть бюджета (вплоть до 10%) вы готовы потратить на исследования и обозначить наиболее важную область, а далее последует совершенно автоматизированный процесс. То же самое верно и для других заданий. К примеру, корабли строятся месяцами или даже годами, и вы можете наблюдать за процессом их постройки, но в этом нет никакой нужды, так как все будет строиться автоматически. Если флот и карта очень большие, то может показаться, что распределить ваш флот по всей империи не так уж и просто, но дело можно значительно  упростить, поставив корабли на режим  “Foreign Station”, который будет автоматически размещать ваши корабли по всем вашим колониям и разворачивать их, как нужно.

Если вы внимательно изучите игровое меню, то не особо богатые на события шаги будут пролетать буквально за секунды. Несмотря на то, что игрового контента очень много, игрок при желании может пройти полную кампанию в Rule the Waves за несколько вечеров в ленивом режиме.

Проектирование кораблей

Как и многие другие составляющие Rule the Waves, экран проектирования кораблей выглядит также интересно, как и налоговая декларация, но после того, как я выучил некоторые хитрости, эта часть программы стала приятно удивлять простотой использования. Не смотря на то, что его можно использовать для создания кораблей с нуля, вряд ли вы легко справитесь с этой задачей, если вы не кандидат военно-морских наук. Также можно модифицировать и обновить проект уже существующего корабля. Главное, что нужно, сказать себе — разработка и балансировка моделей кораблей в игре – это дело очень простое.

Одна из самых лучших и полезных функций в RTW — это кнопка “auto design ship”, которая скромно притаилась в верхней левой части меню. Кликните эту кнопочку, и игра быстро сгенерирует корабль любого типа, используя некоторые общие принципы и технологии того времени. Не нравится дизайн? И игра будет создавать корабль за кораблем, пока вы не будете довольны результатом. Хотите обновить двигатели, добавить еще один слой брони или изменить орудия? Вы легко можете сделать все это, изменив каждый отдельный параметр дизайна.

Rule the Waves

Не можете создать определенную модель на собственно верфи? Посмотрите, что вам могут предложить страны, не враждебные вашей. В игре есть не задокументированная функция, которая позволяет выбрать иностранную верфь и тип корабля, а потом кликнуть “auto design” и игра сгенерирует корабль, согласно чертежам инженеров выбранной державы и технологиям того времени. Так сложилось исторически, что немецкие корабли очень надежны и обшиты крепчайшей броней, но за счет этого они менее быстроходные и имеют меньшую огневую мощь, английские корабли — самые быстроходные, а французские корабли способны предложить необычное вооружение и новейшую конструкцию брони и т.д.

И даже если вы довольны предложенным проектом, вы не обязаны его сразу приобретать, во всяком случае, пока вы не решите, что у вас достаточно средств. Вы можете сохранять, пересматривать и модифицировать проекты, как хотите, а потом, по ним строить целые классы, состоящие из множества кораблей. Вы также можете использовать «ship designer» для перестройки собственных кораблей.  Хоть вы и не можете изменить строение корпуса, вам под силу изменить двигатель и орудия.

Есть, конечно, и ограничения. Проект корабля не окажется на верфи, пока не пройдет игровой “design check” («контроль проекта»), который может найти какие-то ошибки, технологии, которые еще не были изобретены, установить, что у судна избыточный вес и т.д. В этом случае «контроль» признает проект «нелегальным» и переклассифицирует корабли, построенные по нему, руководствуясь собственной логикой. Другими словами, если вы возьмете миноносец, увеличите его вес до 30,000 тон и поставите 16 пушек, то «контроль проекта», классифицирует его, как Крейсер и только потом позволит вам построить такой корабль. Так что тех игроков, у которых есть какие-то радикальные дизайн-проекты, RTW -проектировщик кораблей может «ударить» по рукам, но понятное дело, так делается во имя поддержания реализма и сохранения сбалансированного геймплея.

Игровой AI также генерирует свои корабли случайным образом. Это значит, что ваш флот всегда будет противостоять новому и непредсказуемому врагу. Будучи адмиралом, вы должны будете отслеживать все аналитические данные о вражеских судах, с которыми вы сталкиваетесь, а также вкладывать деньги в промышленный шпионаж. Кроме того, покупая суда иностранного производства, вы даете своим инженерам возможность изучать и копировать технологии, которые еще не изобрели в вашем игровом отечестве.

Управление ресурсами и политика

Из всего, что здесь описано, деньги – это единственное, о чем так или иначе, стоит серьезно волноваться. Но будет справедливо заметить, что бюджет довольно легко сбалансировать, если вы знаете, что и куда тратиться. Распределение бюджета – это просто, хотя иногда все же походит на хождение по натянутому канату, и не только в плане экономики. Быстрое построение кораблей – это предприятие не только очень затратное, но еще и приводящее к росту международной напряженности. Если же вы не построите достаточно кораблей, то ваше правительство станет выражать недовольство. В результате, вы должны поддерживать грамотный баланс и иметь флот, готовый немедленно дать отпор в случае возникновения вооруженного конфликта.

Rule the Waves

Самая большая проблема с конфликтами в Rule the Waves заключается в том, что никогда не знаешь, как скоро разгорится война. Всего за пару месяцев или за несколько неудачных решений «худой мир»  может легко перейти в стадию вооруженного противостояния. В любом случае на то, чтоб построить новый линкор и сдать его в эксплуатацию вам понадобится три полных года.  К тому времени, как этот линкор будет спущен на воду, где-то на вражеской верфи будут вовсю идти работы над кораблем, который будет значительно превосходить ваше уже устаревшее судно. Даже если вы видите, что война скоро разгорится, у вас все равно не будет достаточно времени, чтоб к ней подготовиться. Суровая реальность RTW  заключается в том, что у вас никогда не будет идеального флота, на который можно полностью положиться.

AustrianWarИ по той простой причине, что вы не лидер государства, а всего лишь адмирал, вас легко могут «надуть». Если члены правительства просят вашего совета, то здесь просто не из чего выбирать и положение патовое. Например, вы часто будете оказываться в ситуациях, когда вам нужно будет продлить мирные отношения с каким-либо государством, чтоб успеть закончить несколько ключевых для вашего флота кораблей. Вы советуете вашему правительству сбивать накал в этих отношениях, хотя это неблагоприятно отражается на вашей репутации, и международное напряжение немного спадет. Но следующий шаг показывает, что война неизбежна, а правительство урезало вам бюджет, в результате чего вы вынуждены остановить строительство тех самых кораблей, которое так старались закончить. И такого в игре навалом.

Во многих моментах RTW может расстроить игрока, создав для него откровенно неблагоприятные условия и вынудив вести плохо продуманную войну. Соглашение о сокращении вооруженных сил может помещать вашим грандиозным планам по строительству новых кораблей. Ваш флот часто будет подчиняться прихотям AI-правительства, которое вообще ничего не понимает в тонкостях ведения морского боя. RTW делает все это специально, чтоб бросить игроку уникальный вызов. Короче говоря, игра может создавать довольно сложные для игрока условия, которые зависят от выбранного игрового государства.

Вы можете захотеть начать игру с внедрения радикальной идеи. Скажем, вы сторонник экстремального развития, и хотите увидеть, что произойдет, если построить флот без единого линкора или линейного крейсера. Но, в этом случае вы практически сразу проиграете игру. И случится это потому, что парламент решит, что вы не имеете достаточно тоннажа на заграничных стоянках или у вас мало грозных кораблей, чтоб вдохновить националистов на родине. Игра закончена!

Но, как я говорил ранее, это на самом деле плюс, так как игра дает вам шанс побывать в шкуре самого настоящего великого адмирала начала 20-го века, которому приходится думать не только об орудиях, но и о политике и финансах. Как бы то ни было, игра не позволит вам экспериментировать и создавать некие фантазийные условия.

Война и сражения

Бои – это половина всей игры Rule the Waves. И то, как они реализованы, вряд ли кого-то удивит, потому что это сделано с помощью  давно знакомого игрокам “Steam and Iron” (SAI). Здесь все стабильно, детально, легко и радует присутствием прекрасного хитрого AI.

Бой в RTW-кампании возникает тогда, когда напряжение достигает своей крайней точки и начинается война. Карта кампании разделена на довольно маленькое количество глобальных зон. И если корабли двух воющих государств очутились в одной из таких зон, то за эти может последовать битва.  Государство с более мощным флотом, который находится вблизи вражеской территории, может начать блокаду. И пока оппонент не прорвет эту блокаду, его флот будет заперт в пределах данной области (за исключением тех кораблей, которые уже находятся на заграничных стоянках). Чтоб выиграть войну вы должны набрать достаточное количество VP (Victory Points), а также успешно выполнить определенные задачи (например, совершать рейды).

BattlefleetБои генерируются случайным образом, базируясь на  присутствующих в определенной области силах, портах, торговом мореплавании. Типы битв варьируются от береговых бомбардировок и  рейдов миноносцев до морского конвоя и решительных действий флота. Игрок не может выбирать тип битвы, определенную локацию или корабли, которые будут участвовать в битве – все это выбирается без вашего участия. Кому-то это нравится, кого-то разочаровывает, но на выходе всегда получается хорошо сбалансированный и интересный бой.

Очень важно упомянуть, что AI, кажется, знает, когда нужно вовремя ретироваться с поля боя. В результате чего, особенно на ранних этапах развития игры, война не становится уж очень кровопролитной, и можно сказать, что тут все в основном упирается в маневрирование. Годы войны с участием во множестве конфликтов в лучшем случае приводят к потере одного флагманского корабля (вашего или вражеского)

Стремительные темпы развития морского боя в те времена – это то, что в игре смоделировано просто великолепно. Когда вы начинаете игру в 1900 году, ваши самые устрашающие суда – это линейные корабли, скорость которых в лучшем случае составляет 18 узлов. Такие суда способны  пробить броню других кораблей,  только если те находятся в нескольких тысяч ярдов. Битвы медленные и неуклюжие, редко приводящие к гибели людей от прямого попадания снарядов. Быстренько перематываем два десятка лет, и в вашем распоряжении уже огромные линейные крейсеры, которые могут идти уже на 30 узлах и запускать снаряды, весящие тысячи фунтов и способные  преодолевать десятки милей.

Бой в Rule the Waves

Если битва создана, то игра переносит вас на экран разрешения битвы. Обычно битва начинается с того, что силы оппонента остаются вне поля вашего зрения, а ваша экадра все еще на AI-контроле, но все быстро меняется. Затем вы приступаете к командованию вашими силами, используя простой интерфейс, в то время как AI отвечает за тактические детали. В Rule the Waves вы не отдаете приказы определенным кораблям, а управляете всеми силами или флагманами эскадры. В зависимости от уровня сложности, вы можете нацеливаться приоритетно или отдавать общие приказы. Например, “flotilla attack” (нападение на флотилию) приказывает вашему миноносцу и крейсеру запустить торпеды в сторону врага, в то время, как “retreat” (отступление) приказывает вашим силам предпринять очевидные действия. Но, как правило, 90% времени вы тратите только лишь на один приказ – «Полный ход, на флагман!».

Rule the Waves

Тактически игра имеет три уровня сложности: режим “Captain”, при котором вы можете управлять любой эскадрой (или оставить их под контролем AI); режим “Vice-Admiral”, который позволяет напрямую управлять любой эскадрой, пока та находится в поле зрения вашего флагмана; и режим “Admiral”, где вы можете контролировать только флагман, а AI несет ответственность за все остальное.

AI-эскадры, неважно ваши собственные или вражеские, ведут себя согласно своему типу и отведенной роли (все это, впрочем, можно изменить). Большие корабли выполняют основные задания, и в тоже время они прикреплены к вашей флагманской эскадре и держат линию фронта. Крейсеры, будучи шпионскими кораблями, могут обогнать ваш остальной флот и «пошпионить», обеспечив вас ценной информацией, одновременно преследуя вражеские крейсеры. Малые суда стоят на страже «ядра» вашего флота, охраняя его от нападения миноносцев и крейсеров. Такие суда поддержки всегда держатся позади эскадры, к которой они прикреплены, пытаясь оставаться в безопасной зоне.

Проведенные вами исследования и подготовка вооруженных сил существенно влияют на уровень дружелюбия AI. Если на ранних этапах развития игры приказ “flotilla attack” обычно приводит к неудачной попытке маленьких миноносцев поразить цель своими примитивными торпедами, то по мере развития игры миноносец становится настоящим гением смертоносной «хореографии».

Флоты в Rule the Waves — это не монолитные ряды судов, а подвижные тела кораблей, которые то и дело поворачиваются, отступают, идут вперед и временами делают ошибки. Особенно в плохую погоду корабли могут нарушить строй или даже совсем выйти из флота. Если вы отдаете слишком много приказов, то вы должны быть готовы к тому, что эффективность вашего флота упадет, так как постоянная смена курса кораблей приводит к потере строя и блокировке линии прицеливания.

В этой игре здорово то, что симуляция великолепно детализирована, да и отклик предоставляется отличный. Хоть и нет законченной и совершенно понятной картины, зато дается много полезной информаций, на основании которой можно смело принимать важные решения. Каждую минуту игрового времени вы будете получать детализованные отчеты о битвах, в которых запечатлены все важные события, подсвеченные в правой стороне окна. Вы можете два раза кликнуть на любое событие  в журнале, и окажетесь на корабле, где все произошло. Затем вы можете правой кнопкой мыши кликнуть на любой корабль, который присутствует на карте (вражеский или дружеский), чтоб получить доступ ко всей информации, которая о нем имеется  (больше информации для дружественных судов и меньше — для вражеских кораблей). Туман войны затрудняет просмотр вражеских судов (иногда даже сложно определить тип корабля), так что отчеты о повреждениях, которые понес враг, носят весьма приблизительный характер.

Rule the Waves

Несмотря на то, что игровые журналы и меню данных  о кораблях иногда немного загромождают пространство, да и нужно научиться их читать,  в них содержится вся информация, и ее нужно только отыскать. Вы можете полностью считать информацию об эффективности корабельной артиллерии. Вы также можете получить полные отчеты о повреждениях на каком-либо корабле и узнать о причинах этих повреждений. Здесь есть две шкалы, показывающие повреждения, а именно  “structure” (структура) и “floatation” (плавучесть), и это не то же самое, что очки повреждения.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод:  симуляция ущерба очень глубокая и не всегда предсказуемая. Например, если корабль загорается, то нанесенный ущерб будет зависеть от ваших технологий и профессионализма команды, так как команда должна быстро нейтрализовать угрозу. Вы можете помочь кораблю, скомандовав покинуть строй и заняться тушением пожара, но нет гарантии, что это сработает. В процессе игры, вы научитесь понимать, является ли хорошее состояние флота результатом вашей работы. Стоит заметить, что отдельные корабли могут сами о себе позаботиться, а их командиры способны отдавать приказы самостоятельно.

В игре тактическое развитие происходит практически в режиме реального времени. Информация об артиллерии и ущербе обновляется с одноминутным интервалом. Но все, что вы узнаете из записей журнала за определенную минуту — стреляла ли пушка в течение этой минуты или нет. Прелесть этой системы заключается в том, что вам не нужно, прогонять игру в режиме реального времени, чтоб знать все детали. Я опытным путем выяснил, что в разгар битвы режим скорости “slower” в комбинации с кликаньем кнопки “run for 1 minute” позволяет вам получить абсолютно полную картину, нужную для принятия решений. И когда, события разворачиваются слишком медленно, можно разогнать игру, чтоб перескочить скучные части.

Rule the Waves

Битвы в RTW обычно длятся от 5 до 24 часов игрового времени. Если говорить о реально затраченном на их прохождение времени, то в зависимости от сложности битвы на ее прохождение у вас уйдет от нескольких минут до одного часа. Я редко трачу на прохождение одного такого игрового события более часа. После завершения битвы, вы получите детальный отчет обо всех ее события, в котором убран «туман войны», чтоб вы могли увидеть, что же именно произошло. Карта тоже предоставляет всю «изнанку» битвы, показывая как было дело, и, открывая курсы, которые взяли оба флота в ее период. И, наконец, игра  позволяет вам увидеть, как вы эволюционировали, основываясь на предпринятых вами  действиях. Данные успехи позже переводятся в VP кампании  и помогают оценить, насколько успешно продвигается война.

Вместо итога

CrewКогда игра только вышла существовало жесткое ограничение для окончания — только до 1925 года. Игра заканчивалась независимо от того, что происходит (например, прямо в разгар войны). После многочисленных отзывов игроков, версия 1.1 стала позволять игрокам нажимать кнопку “продолжить” после 1925 года и продолжать играть вплоть до 1950 года, если они того пожелают. Но игра честно предупреждает — никакого технологического развития после 1925 уже не будет.

По большому счету у Rule the Waves нет прямых конкурентов и это та игра, которая способна удержать игрока на долгие годы. RTW предлагает по-настоящему динамичную кампанию и вполне реалистичную модель сражений кораблей. Важнейшая часть игры — возможность спроектировать и построить свои собственные корабли и флоты работает блестяще и обеспечивает совершенно особый уровень глубины. Это игра, которая может удивить даже самых опытных фанатов “Steam and Iron”.

Оригинал статьи тут. Автор George Ross.

Авторский перевод и скриншоты для WarEXE — HaryMata

AARs по теме:

Rule the Waves — Италия 1900-1903

Rule the Waves — На пути к войне

Steam and Iron — Бой в Желтом море 1904

Оценка редактора и игроков

ОЦЕНКА WAR.EXE

ОЦЕНКА ЧИТАТЕЛЕЙ: Стань первым !
Метки

Похожие

2 thoughts on “Обзор военно-морского варгейма — Rule the Waves”

  1. Спасибо за перевод! Игра и правда очень уникальная. Всегда хотелось побывать в роли конструктора своего собственного флота, пусть и виртуального. После последних патчей сражаться стало еще интереснее, но теперь хочется большего. Неплохо бы продлить игру на период 1925-1940 с его жутко дорогими, сомнительно эффективными, но очень интересными вашингтонскими крейсерами. В Rule the Waves хорошо ощущается, что в 1920 чуть ли ни дешевле построить средний дредноут, чем хороший тяжелый крейсер, применение для которого еще надо постараться подыскать и умудриться не потерять под первыми же залпами линкоров.

    Жалко только, разработчики уже пол года — год практически не проявляют активность и неизвестно, стоит ли ожидать развитие игры.

  2. >Флоты, с которых начинается игра, не являются исторически достоверными военно-морскими силами каждой страны, но стоит заметить, что вы всегда начинаете игру с флотом, состоящим практически из одних дредноутов

    Очевидная ошибка! На старте нет ни дредноутов, ни технологий для их постройки. Игра начинается с рассвета эскадренных броненосцев и подводит нас к самому старту «дредноутной гонки».

    >В Rule the Waves хорошо ощущается, что в 1920 чуть ли ни дешевле построить средний дредноут, чем хороший тяжелый крейсер, применение для которого еще надо постараться подыскать и умудриться не потерять под первыми же залпами линкоров.

    Эт точно! А еще слабые державы (если играть историческую кампанию) могут очень сильно «выехать» на крейсерских операциях: спрятать дредноуты в резерв, чтоб не дарить очки врагу, а самому кошмарить коммуникации крейсерами, уклоняясь от стычек. Но Британия всё равно вне конкуренции конечно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close