WAR.EXE
Анализ военно-морских операций в TOAW4

Анализ военно-морских операций в TOAW4

Одним из самых заметных улучшений свежего перевыпуска классической компьютерной игры The Operational Art of War 4 (далее TOAW 4) от Matrix Games стала полностью пересмотренная система сражений на море. Не смотря на что, что в TOAW в центре событий именно  наземный бой, всегда были и есть такие конфликты, в которых весомая поддержка с моря могла решить исход всего вооруженного противостояния.  Морской компонент никогда не был единственно решающим оружием, но всегда увеличивал мощь наземных войск, которых он поддерживал.

Один из контрольных образцов, который как нельзя лучше иллюстрирует, насколько  эффективно новая TOAW 4 морская платформа справляется с этой работой, можно назвать Русско-Японскую войну  1904 – 1905 годов. Эта тема всегда была очень интересна, и она содержится в разделе Pre-World War I, который насчитывает 80 ходов, где каждый шаг представляет неделю времени, а каждый гекс равен 10 км. Пройти все 80 шагов – это немало (учитывая тот момент, что AI будет чинить вам препятствия на каждом шагу), но многие важные морские события имеют место быть именно в начале войны. В игре я играл за японцев, и, чтоб сменить обстановку, я решил не базировать свою кампанию на исторических действиях японцев, чтоб посмотреть отыграется ли игра на мне за это или нет. Нет, не отыгралась, да и смены обстановки я не получил.

Анализ военно-морских операций в TOAW4

Что сделали японцы

В 10:00 вечера 8 февраля 1904 война началась в результате того, что японский адмирал Того Хэйхатиро отправил 10 миноносцев в гавань подвластного русским Порт Артура. Сюрприз удался на славу, ведь большинство русских офицеров отдыхало лицами в салатах, в результате праздника устроенного командующим флотом адмиралом Оскаром Старком, и малая сила, вооруженная всего 16 торпедами, только три из которых попали в цель, нанесла довольно значительный урон русскому флоту.

Среди самодержавных потерь был крейсер Паллада, а два лучших броненосца всего русского флота Ретвизан и Цесаревич вышли из строя на две недели. Когда русские, наконец, поняли, что происходит, японцы уже отступали под прикрытием точнейшего огня береговых батарей.

На следующее утро японский вице адмирал Дава Шигато произвел крейсерскую шпионскую инспекцию вражеской гавани, и вернувшись, доложил Того, что русский флот в полном смятении. Считая, что еще один решающий  удар способен  прикончить Старка, Того инициирует генеральное сражение. Шигато, обычно совершенно компетентный офицер, интерпретирует ситуацию неправильно.

Оставшиеся русские линкоры и их подкрепление вышли, чтоб дать отпор восточному врагу. Не задавшаяся битва убедила Того в том, что лучший способ достичь поставленных операционных целей – это блокада русского флота в гавани Порт Артура. А этого можно было достичь посредством использования мин, которые должны либо удержать корабли внутри гавани, либо взорвать их, если они рискнут выйти. Да, это не была та быстрая победа, которая ожидалась, но план сработал.

Почему? Потому что реальная точка, которую должны были захватить японцы, чтоб выиграть войны, лежала не в Порт Артуре, а несколько южнее в технически нейтральном порте бухты Чемульпо, которая сейчас называется Инчхон и находится близ корейского города Сеул. Японцы высаживались здесь при любом захвате. Китая, и  1904 не стал исключением. На самом деле вся операция Порт Артур была призвана не только устранить или сдержать русский флот, чтоб тот не смог вторгнуться в Чемульпо, но и не допустить там высадку любых сил русских.

На этот раз за дело взялся японский адмирал Уриу Сотокити с семью тяжелыми крейсерами и восьмью миноносцами против русского крейсера Варяг и старым миноносцем, который назывался Кореец. Уриу уведомил все нейтральные суда, что они должны отплывать (они так и сделали за исключением крейсера USS Vicksburg), вынуждая русских вступить в бой. В результате, в неравном бою, оба русских судна были уничтожены и 2500 японских солдат высадились и взяли контроль над гаванью. К апрелю 1905 уже вся японская армия вторглась в театр военных действий благодаря Чемульпо  и уже была готова пересечь реку Ялуцзян на пути в русскую Маньчжурию. Русские морские силы, которые были заперты в Порт Артуре, так и не смогли помешать этим планам.

Анализ военно-морских операций в TOAW4

И в игре…

В TOAW 4 сценарии, который притворяет в жизнь эту кампаниию, японский флот стартует из центра Желтого моря, в то время как японские юниты сохраняют единственный полк и стартую с родной японской земли.  Побережье Кореи идет через Порт Артур и его край обрамлен ледяными гексами, непроходимыми для судов. Пройти можно только через Порт Артур, Чемульпо  и Мокпхо, который лежит южнее.  Если японцы хотят устроить вторжение и схватиться с русскими, то они должны инициировать амбициозную высадку в одной из этих трех точек. Таким образом сценарий пододвинет вас к историческому решению.

Порт Артур слишком хорошо укреплен, в то время как Мокпхо настолько южнее, что столь быстрое продвижение на север с последующим нападением, которое должно произойти, прежде чем русские укрепят свои позиции и сосредоточатся, практически невозможно. Расположенный центрально Чемульпо сглаживает расстояния, и близость к Сеулу определяется близостью к железной дороге. Вот почему Чемульпо был выбран для высадки в 1904году.

Транспортировка японской армии по морю стала очень плавной операцией в том, что касается геймплея. Если армейский юнит не был уже расположен в порту, то вы его туда перебрасывали. Просто надо было кликнуть по юниту с иконкой рельсов или корабля, чтоб тот уже был готов к отправке. После клика по иконке появляется “Embarked”. Из этой точки проведите линию мышкой до вашего финального место назначения, и AI просчитает маршрут. И если в конце вашего путешествия оказывается незанятый порт, кликните снова, чтоб его переотправить, и юнит появится в этом портовом гексе.

Компьютер отслеживает доступные отправки, и вам не нужно заниматься этим. Каждый шаг появляется подкрепление, и новые юниты за пределами порта получают иконку “Embark” автоматически. Достаточно странно, но было также много японских железнодорожных юнитов, как и боевых юнитов, которые вливались в строй в каждом шаге и, как и в случае всех морских операций, игра напоминает вам, как много фаз в шаге осталось, чтоб вы могли продолжить. Это просто, и все, что вам нужно – это оккупированный порт для высадки.

Анализ военно-морских операций в TOAW4

Но не так просто, как кажется. Учитывая, что Чемульпо — это школьное решение, где я послал свои транспортники и уверен в том, что российские суда, Варяг и Кореец стоят там. Японцы послали кучу крейсеров, чтоб потопить эти два судна, но я решил сделать то же самое, использовав три подразделения эсминцев. Тогда эсминцы  были очень маленькими и хрупкими судами, созданными специально, чтоб противостоять миноносцам, и  на самом деле были первыми созданными “уничтожителями миноносцев.” И если игра передает историю верно, то преимущество у русских.

И знаете, что? TOAW 4 все сделала исторически верно. Бой разрешается одинаково, даже не смотря на то, что морские юниты имели двух гексовый диапазон, и посему бомбардировали русских издалека, пока те еще были в порту. Я испробовал  Single Attacks, Group Attacks и даже Planned Attacks, но мне так и не удалось потопить оба русских судна, и это пока все мои транспортники ждали на отдалении, вне радиуса поражения и ждали момента выхода к берегу. В конце концов, мне пришлось прибегнуть к безальтернативной высадке в Мокпхо. Может вам это пригодится: возможно в следующий раз нужно будет высадиться в обоих портах, и не забывайте, что Того послал 7 крейсеров, чтоб работа была сделана.

В Порт Артуре дела не пошли лучше, и честно говоря, все пошло даже хуже. Подобно Того, Я послал несколько эскадренных миноносцев для торпедной атаки, а затем запустил генеральное сражение, в котором использовал каждый свой корабль. Результаты были вполне исторические, а битвы остались незавершенными. В этом этапе Того отступил и заблокировал данное место, в противном случае он бы нарвался на базиллион мин, которые заложили русские или попал бы под плотный огонь береговых батарей. Это действие гарантировало успех, хотя японцы мало того, что  не победили русский флот, так еще и заперли свои силы здесь же, лишив себя возможности  бросить их в бой в другом месте.

Вместо этого я решил последовать за русскими и уничтожить их полностью, и я начал притворять этот план в жизнь шаг за шагом. С дистанции в два гекса, кликнув на нужное скопление кораблей и тем самым наложив прицел на врага, я выбрал нужное в двух выскочивших опциях для типа атаки и допустимых потерь, затем кликнул снова, чтоб разрешить битву.

Анализ военно-морских операций в TOAW4

Затем я заметил две зеленые иконки артиллерии (и ничто не говорит о том, что у них есть лазерные дальномеры, которые я мог бы добавить), которые выскакивают на какой-либо стороне Порт Артура, и эти стрелки забьют мой флот до потери сознания. После 10 полных шагов я потерял , 2/3 моих подразделений эсминцев и увидел, как два боевых корабля и парочка крейсеров пошли на дно. Император не сделал Того адмиралом по причине тупости, и геймплей полностью доказал эту точку зрения. История выиграла снова, несмотря на придирчивый AI, продолжающий предлагать очередной харакири-шаг.

Заключение

Честно признаться, я был впечатлен парочкой или троечкой моментов. Во-первых, AI кажется не только компетентным, но и исторически очень достоверным, ведь он точно воспроизводит  то, что происходит, или наоборот не происходит в реальном военном мире. Во вторых, игра шла не только быстро и плавно, но и процессы, происходящие за кадром, не вызывали недоумения или хотя бы малейшего недопонимания.  Говоря это, я имею в виду, что все большие изменения морского модуля, находясь под воображаемым капотом, работают на фоне таким образом, что игроку понятно, что именно происходит. Так что он может полностью сконцентрироваться на ведении войны. Далее, детализированные  диаграммы состояния дают игроку информацию, которую тот должен учитывать, выбирая лучший способ закончить сравнительно небольшое количество процессов геймплея.

Но что более важно, меня порадовал в TOAW 4 баланс, с помощью которого морской модуль сохраняет свой особый акцент, не мутировав при этом в полноценную игру, подавляющую основную игру. Это правда, что многие начальные этапы 80 шагов на 90% водно-ориентированные, но так происходит только до тех пор, пока Императорская армия не высадится на берег, оставив Того его историческую роль поддержки на море. Игра осталась наземной с поддержкой морского модуля, и она никогда не превратится в игру «морской бой». Это хорошо. Также зрелищно, как и контраст между более поздним морским превосходством японцев над русскими и  сдержанным поведение императорского  флота в первые три месяца войны. Молодцы, хорошая работа.

Источник

Обзор TOAW4

WarSpirit

"A good plan today is better than a perfect plan tomorrow."
- G. Patton

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

WAREXE