WAR.EXE
AAR Command Ops

AAR Command Ops — Mayhem on the Meuse (часть 4)

Финальная часть ААР-а Command Ops, сценария Mayhem on the Meuse. Пора описать события последнего дня и подвести итоги.

День 3

AAR Command Ops 4-1

Ночь прошла спокойно, а теперь противник опять активизировался. Атаку он начал почти ночью, чтобы по-максимуму использовать световой день, и максимально сократить дистанцию, чтобы нивелировать преимущество немцев в дальности эффективной стрельбы и использовать преимущество американцев в количестве техники.

Плацдарм:

Пока спокойно. Британцы явно не ожидали такой быстрой сдачи позиций.

Северный участок:
Атака возобновляется.

Северо-западное направление:
Атака через лесные дороги продолжается.

Северо-восточное направление:
Пользуясь темнотой, американцы вошли в Тин (для забывчивых — карта местности немного ниже). Бои идут уже в самом городе. Танковые подразделения, находящиеся вокруг д. Тин не могут оказать поддержку из-за темноты. Вводить танки в деревню — самоубийство — после рассвета они не смогут в целости выйти обратно, и будут обречены на городские бои. Так что ещё на 3 часа (до рассвета) гарнизон д. Тин (одна пехотная рота) ведет бои в одиночестве.

Помимо этого, противник пытался просочиться между д. Тин и д. Лизонь, но эта попытка пресечена.

Южный участок:
Войска окапываются на новых рубежах, пока все спокойно.

0801

AAR Command Ops 4-2

Ситуация проясняется, и не в лучшую сторону. На скриншоте единственной стрелкой (на севере) показан отход защитников аваньского леса в д. Ле Бюк. Также, обратите внимание на одинокую инженерную роту на севере — о ней будет отдельный рассказ.

Западный участок:

Ничего нового.

Северный участок:

Северо-западное направление:

Восточную дорогу через Аваньский лес пришлось оставить. Одновременно с отступление пехоты в д. Ле Бюк, я попытался отвести саперную роту по дороге вдоль р. Маас, но поздно — рассвело, противник с западного берега (весьма многочисленный — до полка) атаковал колонну грузовиков с саперами огнем, и им пришлось укрыться в лесу. Сейчас они перегруппируются, но опять под огнем противника.

Забегая вперед, отмечу, что эту саперную роту мне придется спасать до конца сценария, поскольку саперы никак не смогут под огнем преодолеть километр открытой местности. Конец истории будет счастливый — при поддержке всей наличной артиллерии корпуса, несчастные саперы прорвутся-таки через открытую местность под обстрелом американских танков, и воссоединятся со своими.

Моя ошибка заключалась в том, что я совершенно забыл, что р. Маас совершенно не препятствует огневому воздействию на восточный берег реки. Саперов нужно было отвести ещё ночью – их маршрут отступления наиболее уязвимый из всех северных подразделений, что и было продемонстрировано.

Северо-восточное направление:

Рассвет позволил танкам, расположенным на высотах южнее д. Тин вступить в бой. Это отбросило американские танки на северную окраину деревни, и позволило пехотной роте отдышаться. Всё ещё только начинается, но быстрого захвата деревни не вышло.

Южный участок:

Мной была выбрана крайне неудачная позиция для отхода из деревень Фалмань и Фальминуль. Я разместил пехотные роты ночью, не расчитав, что между ними будет непросматриваемый участок. Противник смог вклиниться между этими ротами, и теперь мешает одной из них (самой западной роте на карте) отойти на новый рубеж обороны. Опять забегая вперед, сообщу, что и эта рота успешно отойдет к корпусу, но опять понадобится серьезная концентрация артиллерии.

Гарнизон Фюрфоо, состоящий из саперного батальона и незначительной танковой поддержки, уже ведет бой с передовыми подразделениями британцев. Поддержка не требуется — у них всё в порядке.

Гарнизон Юлсоньо тоже столкнулся с противником, но бой был несерьезный — британская разведрота попыталась просочиться дальше на восток (или провести разведку боем) и была полностью уничтожена. Спокойствию на этом участке я в особенности рад, поскольку отход от Юлсоньо грозит открытием моего южного фланга — слишком уж многими путями можно будет обойти мои позиции.

0932

AAR Command Ops 4-3

Изменений почти нет, поэтому карты обстановки тоже нет 🙂 Вот карта местности для забывчивых 🙂

Западный участок (бывший Плацдарм):
Всё спокойно, попыток переправы пока не наблюдается.

Северный участок:
Тоже без изменений. Идут серьезные бои, но успеха американцы пока не имеют.

Южный участок:
Начат отвод войск — все победные точки почти «выдоены» до конца, дальнейшее их удержание нерационально. Сначала в Буассей отведен гарнизон Юлсоньо, затем снят заслон с дороги (одна пехотная рота застряла из-за моей ошибки, описанной выше). Учитывая отсутствие давления в Юлсоньо, вряд ли противник попытается воспользоваться оголением южного участка — основной удар явно идет по Фюрфоо — по данным отставшей пехотной роты, все британские части сворачивают именно туда. Гарнизон Фюрфоо отойдет к д. Буассей и станет моим резервом.

1201

AAR Command Ops 4-4

На скриншоте пунктирной стрелкой указан отданный гарнизону д. Ле Бюк приказ об отходе. Стрелкой на севере указан маршрут выдвижения пехотного батальона (без одной пехотной роты) для защиты северного фланга. Стрелкой на юге указан отход войск для усиления гарнизона д. Фюрфлоо и для занятия третьей линии обороны в д. Буассей. Также к д. Буассей отведены 2 пехотные роты из корпусного резерва (почему-то я не показал это стрелкой).

Западный участок:
Предпринимаются попытки переправы через мост. Пока что ничего серьезного, но основная часть британцев пока не вступила в бой.

Северный участок:

Северо-западное направление:
К западу от д. Ле Бюк скопилось до танкового полка, их действия пока не ясны, но, думаю, атаковать они собираются на юг. Гарнизон д. Ле Бюк уже отходит к западу от деревни Жмешен — там отличная позиция (склон холма) для обстрела упомянутого танкового полка и поддержки пехотного батальона, обороняющегося в долине безымянной речки.

Северо-восточное направление:
Американцы отступают от д. Тин. У Ромере они достигли большего успеха, оттеснив мои подразделения на юг, в лес, и «окружив» их саперным взводом, просочившимся через лес. «Окружение» это чисто номинальное, через пару часов взвод будет полностью уничтожен моим последним резервом — пехотным батальоном, прорывающимся с юга для поддержки гарнизона д. Ромере. Отход частей с южного участка высвободит ещё саперный батальон, так что резервы у меня скоро появятся.

Южный участок:

Ничего особенного. Приказы об отходе выполнены, к д. Буассей направлены 2 пехотные роты «на всякий случай». Сжатие периметра и небольшие собственные потери позволяют мне такую роскошь на второстепенном направлении.

Решение это, надо признать, спорное. Да, на севере пехоту сейчас использовать бессмысленно (американские танки расстреляют пехотинцев ещё на подходе к позициям, да и пехота, с её слабым противотанковым действием, там сейчас не нужна), а запад достаточно прикрыт даже при успешной переправе британцев (у них совершенно нет времени для развития успеха (плюс я им буду активно мешать огневым воздействием). Но это не причина использовать резерв чисто ради использования. Сейчас бы я оставил пехоту отдыхать в тылу.

16:04

AAR Command Ops 4-5

С 16:00 начинает действовать возможность отступления с карты через восточную границу.

Западный участок:
Британцы все-таки преодолели мост. Чтобы не рисковать, я снимаю часть гарнизона д. Буассей (те самые две пехотные роты из корпусного резерва) и отправляю его окапываться на склон холма западнее д. Жмешен. Батальон, оборонявший Динанский мост отходит за линию обороны и встает на отдых.

Уже сидя за написанием ААР-а, я загрузил старый сейв, и отдал инженерам приказ «Воспрепятствовать переправе» (Deny The Crossing). И что же? Они подошли к мосту, и начали его минировать. Мать моя, если бы я только вспомнил об этой возможности в сценарии и подорвал динанский мост, моя жизнь серьезно облегчилась бы — британцам пришлось бы потратить несколько часов на перегруппировку и маневр на юг. Они точно не успели бы до темноты, и, возможно до утра.

Также, нельзя снова не заметить неоптимальное использование резервов. К 16:00 на западном склоне холма у д. Жмешен скопилось около усиленного мотопехотного полка. Зачем? Как минимум один мотопехотный батальон (а то и полтора) там лишний — британцы не предпринимают никаких активных действий, и просто перегруппировываются у динанского моста.

Северный участок:

Северо-западное направление:
Гарнизон д. Ле Бюк полностью отведен на юг, теперь отходит батальон, занимавший оборону в долине речки. Новые оборонительные позиции — высота западнее д. Жмешен. Там теперь скопились серьезные силы — около двух полков. Часть подразделений оттуда можно будет снять на северо-восточный участок.

Северо-западный участок де-факто перестает существовать, и сливается с западным.

Северо-восточное направление:
В д. Тин продолжается отступление американцев. В д. Ромере противник добился успеха и закрепился. Контратака бессмысленна — «победная точка» в Ромере перестала действовать.

Южный участок:
Гарнизон д. Фюрфоо начал отход под прикрытием САУ. Отступает он в Буассей, поскольку тот серьезно ослаблен (напомню — я отвел часть его гарнизона для обороны западного участка).

И снова — почти ничего нового, поэтому скриншота нет. Почти вся артиллерия выведена с карты. Отдан приказ об отходе всего корпуса.

Западный участок:
Ничего нового. Противник бездействует.

Северный участок:
Идет огневой бой с американскими САУ в д. Ромере, но в остальном — ничего.

Южный участок:
Ничего нового. Британцы, видимо, решили закрепиться и перегруппироваться в Фюрфоо.

Последняя ночь сценария выдалась спокойной — все возможные войска выведены (для меня стало сюрпризом то, что нельзя вывести войск больше, чем указано в условиях), противник бездействует. Оставшиеся

AAR Command Ops 4-6

Итог — Decisive Victory. Надо сказать, что решительная победа обеспечена 43 очками от вывода танкового полка с западной части карты. Все остальные очки вместе дают только Minor Victory. Обратите внимание, как пассивно действуют британцы — хотя уже утро, они все ещё перегруппировываются и отдыхают на своих позициях. Пехота, как мы видим, сильно устает от передвижений, и не так быстро перегруппируется, как механизированные и моторизованные подразделения.

Факторы победы

1. Наличие связного плана, как на прорыв с плацдарма, так и на оборону. Здесь даже пояснений не требуется — все мы знаем, что в варгеймах крайне важно планирование.

2. Разведка. Помимо времени на передвижение и развертывание в боевые порядки, подразделениям в Command Ops нужно время на планирование собственных действий — все выполняют приказы отнюдь не мгновенно. Поэтому разведка особенно важна, давая игроку время на реагирование.

Разместив разведроты на передовых позициях я обеспечил наблюдение за ключевыми дорогами, что очень помогло заметить обходной маневр британцев и вести по маршевым колоннам беспокоящий артогонь (хотя подавляющее большинство артиллерии на тот момент уже было занято на севере). На северном участке разведрота не только быстро заметила танки противника, но ещё долгое время была активным участником обороны.

3. Постоянное наличие резерва. Резерв — ключевой инструмент командира для влияния на бой. Причем недостаточно просто снять войска с одного участка и бросить на другой — в Command Ops есть несколько нематериальных параметров (управляемость войсками, их усталость и, в меньшей степени, моральное состояние) которые быстро теряются в ходе боя. Если бросить солдат из боя в бой, они будут дезорганизованные и уставшие. Конечно же, иногда этого просто не избежать, но если есть возможность — всегда нужно давать им несколько часов на отдых и перегруппировку где-нибудь в тылу.

Также, резерв необходимо постоянно пополнять. Введя весь наличный резерв в бой, нужно создать новый, сняв подразделения с второстепенных направлений. Данный сценарий показал, что важно иметь в резерве хотя бы пехотную роту для контратаки против просочившихся подразделений.

Впрочем, все эти аспекты, думаю, уже хорошо известны варгеймерам.

4. Решительность. В данном сценарии мне не пришлось контратаковать резервом, и решительность была использована для раннего занятия выгодных позиций и быстрого ввода в бой резервов. Там, где я с этим замешкался, позиции занять оказалось невозможным из-за постоянного огневого воздействия американцев.

5. Артиллерия. Вся без исключения артиллерия (даже минометные взводы) была выведена под мой контроль и весь световой день работала, а всю ночь — отдыхала (к вечеру усталость была на уровне 70-80%). Темп стрельбы был минимальным (для экономии боеприпасов), но стрельба днем не прекращалась ни на минуту.

Хотя большая часть уничтоженной пехоты противника (почти 2000 солдат) в данном сценарии — заслуга артиллерии, я бы ещё выделил психологический фактор её воздействия. Подразделение под артогнем быстро теряет управляемость (Cohesion) и, из-за этого, далеко не так активно продвигается вперед, часто останавливается. Остановки ведут к задержкам, заторам и скоплениям войск. Также, подразделения с низкой управляемостью больше уязвимы для вражеского огня и не так активно ведут огонь. Помимо этого, страдает мораль (хотя не так сильно, как управляемость) — как от потерь, нанесенных артиллерией, так и от самого факта обстрела. Подразделение с низкой моралью охотнее отступают, что тоже неприятно.

Эффект работы артиллерии особенно хорошо виден на примере событий первого дня, когда британская пехотная бригада весь день толкалась на одном и том же месте. Причина этого — именно работа артиллерии всего корпуса по походным порядкам британцев.

Ошибки

1. Анализ местности на севере проведен без учета мобильности войск. Из-за этого, выгодные высоты были заняты не всеми наличными танками. По этой причине, около танкового батальона не принимало активного участия в боях второго дня на северо-западном направлении. Следовало более активно использовать танки, концентрируя их на наиболее важных направлениях, причем занимая позиции заранее.

2. Тактические «косяки» вроде уже описанного неоптимального использования ПТ-САУ (в прошлой части ААР-а) и инженеров на переправе. Помимо упомянутых в тексте, были ошибки в размещении артиллерии — на третий день я не отвел артиллерию, работающую с закрытых позиций, на более безопасную позицию, американцы заметили немецкие орудия с севера и полдня вели по ним огонь своей артиллерией. Хотя автоматической контрбатарейной борьбы в Command Ops, нет, игрок может заниматься ей лично.

3. Не всегда оптимальное использование резерва (уже описано выше).

4. Ещё что-то, что я не заметил. Надеюсь, в комментариях укажут 🙂

Третья часть. Первая часть.

Страница игры

Konrad_Novak

Хорошо бегает в мешках не тот, кто хорошо бегает, а тот, кто хорошо бегает в мешках.

7 комментариев

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  • Очень интересно, спасибо. Не занл ничего о такой игре. НАгуглил, что вышла вторая часть игры уже давно, но у вас на сайте нет никаких упоминаний.

    • на текущий момент вторая часть отличается от первой только своим неудачным интерфейсом. Фактические это переиздание под новой вывеской. Поэтому многие (или во всяком случае часть) игроков по-прежнему используют обычный Command Ops

    • Я скачал обе и так как в дальнейшем развитие будет только на базе второй части и его интерфейса, советую сразу привыкать к нему. Я играю именно во вторую часть. А сценарии там все из первой части, сейчас они хотят сделать более масштабные сценарии где можно командовать корпусами, мультиплеер думают как улучшить. сделать его командным 4 на 4., про восточный фронт к сожалению пока нет инфы когда выйдет 🙁 а да, и вроде вот вот выйдет пак сценариев про атлантический вал что ли , как то так … они перешли к другому издателю LNL publishing

      • Между тем, уже целых 5 дополнений доступно в магазине у нового издателя.

      • Так вроде это старые сценарии ? нет ? переделанные под вторую часть, они у меня есть, к сожалению на этом компе у меня нет первой части проверить не могу.
        Highway to the Reich
        Foothills of the Gods
        The Cauldron
        Ride of the Valkyries
        Bastogne

        там есть что то ещё ? не могли бы ткнуть точно где ? я не нашел 🙁
        я ошибся новый сборник будет посвещен не атлантическому валу а западному или Линии Зигфрида, вот 🙂 и будет это в сентябре, тогда же обновление игры вроде выпустить собирались , но в этом я не уверен

      • Именно так, старые. Плюс несколько сценариев про Африку (их, вроде бы, раньше не было).