Предпоследняя запись о конференции Wargaming Connections UK 2014. На сей раз, предлагаю вашему вниманию конспект выступления майора Тома Муата,Ю который расскажет нам — какие симуляторы и военные игры используются в Британии.
В Британии существует множество симуляторов (т.е. тренировочных упражнений, где человек противодействует компьютерной программе), но мало военных игр (там, где человек противодействует другому человеку).
В целом, Британия тратит на обучение личного состава вооруженных сил более 7 миллиардов фунтов. Симуляторы могли бы очень пригодится для подготовки к нормальным учениями – дешевле подготовить к ним личный состав в спокойной обстановке, нежели потом расплачиваться за их ошибки и недочеты, а то и рисковать сорванными учениями. Однако, как горько шутит автор, хотя бюджет и сокращается, экономят прежде всего на расходах на переезды и проживание (29 миллионов из 7 миллиардов).
Итак, есть три симулятора, широко использующихся в Британских сухопутных силах.
CAST – штабной симулятор бригадного уровня. Для обеспечения его деятельности нужно 60 человек имитирующих действия подразделений бригады, плюс обучающиеся офицеры (тоже около 60 человек). Одним из достоинств является возможность быстрой и дешевой (особенно – относительно остальных симуляторов) переделки карт для создания новых учебных сценариев.
CATT – 3D окружение, подчиненные залезают в спецбоксы. В Британии данный симулятор – бригадного уровня, что делает его эксплуатацию весьма сложной. Для сравнения, в США существуют схожие симуляторы взводного\ротного уровней, что, по мнению автора, практичней. Стоимость обучения на CATT – в десять раз дороже, чем на CAST.
TES – реальное окружение, реальные солдаты, специальная амуниция. Представляет собой усложненный LaserTag – «бои» проходят на местности, а солдаты «стреляют» друг в друга лазерными лучами. Недостатки – сильная зависимость от погоды (в дождь лазеры действуют очень плохо), формирование ложных привычек (кусты – уже укрытие от лазера, здания неразрушаемы, нет эффекта от огня на подавление). Также, грязь мешает сенсорам регистрировать попадания (чем, по словам автора, СОВСЕМ-СОВСЕМ не пользуются участники учений 🙂 Также, невозможно «создавать новые карты» — используемая местность реальна, и для проведения учений в новой обстановке нужно договариваться с другими странами.
В авиации подавляющее большинство симуляторов – индивидуальные. Связанных друг с другом – очень мало.
В ВМФ дела обстоят намного лучше – есть как симуляторы мостика, так и симуляторы целого корабля – с модулями всех позиций на корабле. Но, по сведениям автора, нет симуляторов уровня флота – с взаимодействием целых кораблей.
Другие компьютерные варгеймы
BC2T (мини-CAST) в 90 местах. Очень сложен в освоении и, поэтому, крайне редко используется.
JOCAST – в Командно-Штабном Колледже Объединенных Сил (Joint Service Command and Staff College). Высокоуровневый симулятор (т.е. участвуют офицеры, без солдат).
MTWAS – в Командовании Объединенных Сил (Joint Forces Command). Также высокоуровневый симулятор.
VBS2 – Arma2. Есть почти везде.
В заключение, автор сообщил, что все рассмотренные военные симуляторы поставляются с возможностью проведения упражнений против живых людей, но организаторы учений просто не используют эту возможность. Что, собственно, и создает проблему недостатка упражнений «человек против человека».
Комментировать