Содержание
Приветствую, друзья. Наконец нашлось время для обзора глобального варгейма по Первой Мировой — Strategic Command World War I: The Great War 1914-1918 от Fury Software и Battlefront. Давно уже хотел сделать подробный обзор хотя бы одной из игр этой достаточно интересной серии. Как говорится — «время пришло», тем более, тема Первой мировой в контексте игр кажется мне все еще достаточно редкой и тот факт, что в последнее время происходит оживление этого сегмента стратегий, только радует.
Немного предыстории
Линейка игр Strategic Command берет свое начало из 2002 года. Самая первая игра — Strategic Command — European Theater была весьма простенькой, глобальной стратегией про Вторую мировую. Но при этом, игралась достаточно весело, хоть и была коротка.
Дальнейшим развитием серии стала Strategic Command 2 Blitzkrieg и последующие за ней два аддона. Игра получила новый движок, чуть более сложные правила и механику. В России как-то не особо прижилась, даже несмотря на локализации, а вот на Западе, вполне себе собрала приличную армию поклонников.
Еще позже Battlefront выпускает Strategic Command WWII Pacific Theater и Strategic Command WWII Global Conflict, по сути, просто сильно расширенные и улучшенные версии предыдущей игры.
И наконец, выходит Strategic Command World War I: The Great War 1914-1918 – герой нашего, сегодняшнего обзора.
Обращение к тематике Первой мировой стало вполне закономерным вариантом развития и скорее всего, завершения, всей линейки игр. По крайней мере, на одном движке.
Сухо о главном
Что же мы имеем? Как всегда, ставшую уже традиционной для подобных игр, карту охватывающую Европу, европейскую часть России, Ближний восток, северную Африку и восточные области Америки. Все это «хозяйство» в изометрическом виде. На карте присутствуют многочисленные города и промышленные объекты, за которые нам собственно и придется сражаться. Воюющих сторон, а вернее коалиций стран, всего две. Антанта и Центральные державы.
В игре представлены 11 сценариев, из которых первые четыре, по сути, есть глобальные кампании. Особняком среди них присутствует кампания — 1939 Storm Over Europe, как вы понимаете, никоим образом не относящаяся к Первой мировой. Видимо ее, разработчики добавили по принципу — «а пусть будет». Ну, пусть. Нам то, игрокам, только лучше.
Главной сюжетной «изюминкой» игры можно назвать самый первый сценарий – Call To Arms. Именно в нем предстоит пройти все этапы великой войны за одну из выбранных сторон. К слову, для этого сценария с игрой поставляются два отдельных стратегических руководства. За Центральные державы и Антанту. Я играл за Центральные державы, поэтому буду вести обзор основываясь на действиях этой стороны конфликта.
Со старта Call To Arms довольно быстро вырисовывается знакомая всем любителям истории того времени, картина на всех основных фронтах. Австрийско – Сербский фронт и противостояние с Францией. Чуть позже в игру вступает Россия, и образуются еще два фронта – в Восточной Пруссии и Галиции. Еще позже к войне присоединяется Турция, и мы получаем вдобавок ко всему прочему, боевые столкновения на Кавказе и в Египте. Кроме того, развертывается нешуточная война на морских и океанских просторах. Вот всем этим вам и придется управлять.
Экономика напрямую зависит от городов и промышленных объектов, которые вырабатывают основной стратегический ресурс — Military Production Points («MPPs»). Эти очки нам придется тратить на дипломатию, исследования, производство, ремонт и модернизацию войск.
Вложив энное количество MPPs в научные исследования, мы через некоторое время получим возможность апгрейда того или иного вида войск или например, бонус войскам к окапыванию. Можно вложить этот ценный ресурс и в развитие промышленности для дальносрочного развития экономики. Получив новое открытие, приступаем к модернизации войск прямо на поле боя. Правда, за это, придется доплатить еще немного в каждом отдельном случае.
На MPPs приобретаются любые, новые боевые подразделения. Правда, не сразу, а становясь в общую очередь производства, где вы можете увидеть финальную дату получения своего заказа.
Помимо MPPs, есть в игре — National Morale, для всех основных держав в виде расположенных в верхней части интерфейса индикаторов. При падении морали до 3%, нация считается сдавшейся. Уровень национальной морали зависит от многих факторов. Уничтожение подразделений, захват городов, исторических событий. Кроме этого, на карте есть специальные места, владение которыми увеличивают этот показатель.
Юниты в игре представлены в виде достаточно условных подразделений. Пехота собираться в корпуса, гарнизоны и отряды морской пехоты. Остальные войска существуют строго как отдельные отряды по родам войск. Танки, артиллерия, кавалерия, дирижабли, различные типы кораблей и самолетов.
Каждый юнит имеет два типа характеристик. Их можно разделить на видимые и скрытые. Для просмотра последних, надо вызвать контекстное меню.
В первом, всегда видны основные параметры – опыт, снабжение, очки действия, количество атак или выстрелов, мораль, готовность. Во втором – параметры типа soft attack, soft defence, tank attack, air attack и тому подобные.
В целом, механика игры в основе понятна новичку и не вызывает никаких особых вопросов. Выделяем юнит – ходим и стреляем, или наоборот. Среди особенностей можно отметить работу авиации. Так при попытке атаковать цель бомбардировщиком, вы обнаружите, что вражеские истребители автоматом совершают перехват, а свои вступают в бой уже с перехватчиками. Разумеется, все это происходит при наличии свободных истребителей (своих и чужих) в радиусе действия. И только после этого будет совершена ваша бомбежка.
Другая особенность – артиллерия в игре может иметь до 10 выстрелов. Вы вправе израсходовать их все за один ход или оставить часть на потом. Накапливаются выстрелы постепенно, не за один ход.
Ну и наконец, третья «фишка», это штабы во главе с историческими генералами, имеющими ряд собственных характеристик. Каждый такой юнит имеет рейтинг командования и обеспечивает поддержку нескольким подразделениям вокруг себя, повышая им мораль, готовность и прочие важные качества.
Трудно недооценить морские коммуникации и соответственно противостояние в морях и океанах. При игре за Центральные державы, одна из победных тактик это именно лишение Франции и Англии военно — морских поставок.
Огромную роль играют различные скриптовые события, которые происходят в зависимости от исторических дат и реалий. Помимо текущей исторической информации, игроку часто предлагают сделать выбор в решении важных государственных вопросов. Поддержать ли военные приготовления турецкого союзника? Выделить ли помощь повстанцам во вражеских тылах? Получить дополнительную разведывательную информацию? Во многих случаях, на это потребуется потратить драгоценные MPPs.
Как играется?
Ну, это все сухое перечисление аспектов игры и ее механики. Мне бы хотелось рассказать вам о самом главном, о том — как же во все это играется? А играется хорошо! Немного непривычно после стремительного Panzer Corps, но в целом, геймплей затягивает. А ведь это, как ни крути, главное.
Некоторое раздражение у новичков может вызвать кажущаяся неторопливость боевых действий. Тут нет глубоких и быстрых блицкригов. Оборону противника приходится зачастую буквально «прогрызать». И к этому еще надо подготовиться, иначе любая атака захлебнется едва начавшись. Артиллерия и авиация в начале игры вообще могут показаться бесполезными и ничего кроме ненависти не вызывать. Но все это просто требует определенных вложений и развития для действительно эффективного использования.
Зато стратегическая составляющая присутствует в полной мере. На каждом из фронтов складывается своя ситуация, которую желательно заранее предусмотреть. Переброска войск обходится дорого, а драгоценных MPPs катастрофически не хватает. Как правило, все средства уходят на восстановление потрепанных войск, а нужно еще вести разработки и покупать новые войска. Я уж не говорю о дипломатии, которая хоть и весьма условна, но тоже при финансовых вливаниях, может принести свои плоды.
Даже с учетом несколько последних, крупных патчей, в игре еще много мелких недостатков портящих общую картину. Совершенно непонятно, почему разработчики до сих пор не сделали в игре всплывающие подсказки с информацией, отсутствие которых иногда просто бесит и заставляет новичка даже по пустякам лесть в руководство. Несмотря на устаревший, и в общем то, примитивный движок, игра порой прилично подтормаживает при скроллинге карты. Местный AI хоть и не плох, но запросто может крепко и надолго «задуматься».
Садясь за этот варгейм, надо признаться, я был настроен скептически. Демо версия в свое время как-то не впечатлила (может просто соответствующего настроя не было). Однако сейчас, проведя несколько вечеров с игрой, понимаю, что хочется возвращаться снова и снова. Реиграбельность на высоте. Да, это игра про пехоту, как справедливо заметил один из читателей. Но поверьте, играется ничуть не менее напряженно и увлекательно, чем в иные танковые баталии.
В завершение стоит напомнить, что к Strategic Command World War I: The Great War 1914-1918 вышел довольно увесистый аддон — BREAKTHROUGH!, где лично мне, в первую очередь, интересен сценарий о гражданской войне в России. На сайте издателя можно скачать демо версию игры.
Официальный сайт игры
Комментировать