Содержание
В результате внезапного нападения 7 декабря 1941 года японской авиации на военный порт Перл-Харбор, американцы понесли громадные потери. Были убиты около 2500 тысячи военных и гражданских и более 1500 получили различные ранения. И самым обидным было, что японцы застали их врасплох, одним махом лишив господствующего положения в Тихоокеанском регионе уже в самом начале начавшейся войны.
В США прекрасно знали, кто именно был главный организатор этого чудовищного деяния — адмирал Исороку Ямамото. Жажда мести буквально вколыхнула всю Америку и президент Ф. Рузвельт в личном послании командующему военно-морских сил США Уильяму Ноксу требовал физически уничтожить ненавистного адмирал, который стал для Штатов врагом номер один.
Подготовка к операции «Месть».
Главным козырем в будущей операции стала расшифровка военного кода японцев JN-25, знание которого еще не раз выручало американцев в сражении за Мидуэй или в Гуадалканале. Разведка США 14 апреля 1943 года перехватила шифровку, где были подробности предстоящей инспекции Ямомото островов в южной части Тихого океана. Такой шанс просто не мог быть упущен для горевших желанием поквитаться американцев. В шифровке шла речь о визите главкома на островок Бугенвиль к 8 часам утра 18 апреля, на бомбардировщике G4M «Бетти» в сопровождении небольшого эскорта из шести A6M «Зеро». Так же американцам было хорошо известно и о чрезвычайной пунктуальности Ямомото.
Изучив расшифровки и выводы разведки, У. Нокс передал их адмиралу Честеру Нимицу, и тот в свою очередь вместе с командиром южно-тихоокеанской группой Ульямом Халзли начал подготовку к операции «Vengeance»(Месть). Для столь ответственного задания отобрали самых лучших и опытных пилотов и организовали их в две группы. Первая группа на четырех самолетах под командованием лейтенанта Томаса Ланфьера должна была заняться уничтожением бомбардировщика с адмиралом. Прикрытие было возложено на 14 супер современных и отлично вооруженных 20мм пушками и 12мм пулеметами, истребителей P-38 «Лайтнинг» под руководством майора Митчела. На все машины установили дополнительные баки с горючим.
По плану самолеты должны были лететь на максимально низкой высоте и уже при подлете набрать высоту в 3000 метров для группы уничтожения и 6000 метров для прикрывающей группы. У летчиков был четкий приказ — никому не выходить из боя пока адмирал не будет сбит. До самого последнего момента никто из пилотов не знал о конкретных целях операции.
«Лайтинги» против «Зеро».
Американцы прибыли на место вовремя и первыми заметили эскорт адмирала. Правда, бомбардировщиков в его составе почему то оказалось два вместо одного и сама группа летела гораздо выше чем рассчитывали американцы. Времени на раздумья не оставалось и решили уничтожить оба G4M «Бетти». У атакующей группы было всего немногим больше 5 минут на все про все. В противном случае, топлива могло не хватить на обратную дорогу. Причем, перед самым началом боя, два самолета из первой группы по техническим причинам пришлось отправить обратно на базу. Майор Митчел отдал приказ ударной группе из двух оставшихся истребителей любой ценой уничтожить оба бомбардировщика противника.
Долго не замечая присутствия американцев, японские «Зеро» из сопровождения не изменяли курс, пока самолет Ланфьера не оказался с ними почти рядом и на одной высоте. Половина японцев тут же перестроились и полетели навстречу, а остальные остались между «Бетти» и американцами.
Как следует из официальной версии, дальнейшие события происходили следующим образом: Ланфьер в ходе воздушного боя уничтожил один из истребителей противника и не сбрасывая скорости, направил истребитель в пике на перхват бомбардировщиков, которые уже снизившись до самых верхушек деревьев и направились к базе. То же самое сделал и пилот второго Лайтинга — Рекс Барбер. Стараясь во что бы то не стало выполнить задание, Ланфьер не стал отвлекаться на повисшие на его хвосте три «Зеро», но дождался нужного момента и произвел две длинные очереди из всего доступного вооружения. В результате, сначала вышел из строя один из двигателей цели, а затем удалось и поджечь его. Разваливаясь на части Бетти рухнул на деревья. Примерно в тоже время Рекс Барбер сумел уничтожить и второй бомбардировщик. Однако, оба пилота были в большой опасности. Японские истребители с минуты на минуту могли порвать их обоих на части. Вовремя подоспела американская группа поддержки которую Митчел немедленно отправил на помощь услышав по радио запрос о помощи.
Достигнув своей главной цели американцы не стали продолжать бой, а предпочли максимально быстро уклониться и уйти домой, по пути потеряв один самолет в неожиданном столкновении с еще одной группой японских перехватчиков.
Уже после возвращения лейтенант Ланфьер описал несколько другую картину событий. С его слов, он заметил как один из бомбардировщиков в результате попаданий стал падать, но через какое то время выровнял курс и только затем лейтенант догнал и добил его окончательно. Именно на этом самолете и находился Ямомото.
Хотя Томас Ланфьер официально был признан главным героем событий и был награжден медалью Конгресса, один из выживших японских пилотов истребителей сопровождения в последующем интервью показал, что самолет с командующим сбил не Ланфьер, а Рекс Барбер. Именно очередь с его истребителя стала последней для самолета с адмиралом.
Странности и послесловие.
Есть и другие странности и не состыковки в описаниях этой нашумевшей операции. Например, японский лейтенант возглавлявший спасательную группу утверждал, что когда нашли тело адмирала, тот сидел пристегнутый к креслу наклонив голову. Известно, что причиной смерти стало не крушение самолета, а пулевые ранения в плечо и голову полученные от пулеметов Лайтинга. Но при этом, пулевые отверстия явно не соответствовали калибру авиационных Браунингов с американских истребителей. Кроме того, с места гибели бесследно исчезла личная катана адмирала и его погоны с мундира.
Довольно странным кажется и факт, что в последствии, японские следователи довольно быстро сошлись в едином мнении о случайности этого настолько трагичного для всей Японии происшествия. Официально объявили, что гибель адмирала стала совершенно случайным стечением обстоятельств и враги сами того не зная, уничтожили «дракона».
Американцам, такой расклад пришелся как нельзя кстати, дабы не давать противнику никаких сомнений относительно возможного раскрытия их военного кода для шифрования. А газеты в Америке сообщили заранее заготовленную «утку» о якобы случайном свидетеле видевшем как адмирал садился на борт на военной базе. Вся имеющаяся информация о проведении операции «Месть» была сразу же засекречена, как и все имена участников.
Прах японского адмирала после кремации разделили на две части. Одна была торжественно захоронена в Токио, а вторую отвезли на семейное кладбище и захоронили рядом с храмом Чуко-жи в провинции Нагаока.
Часть японских исследователей были твердо убеждены, что адмирал знал, на что идет, когда организовывал свою инспекцию на юг. Имеет место быть предположение, что для Ямомото последний полет стал в определенной степени ритуальным самоубийством. Он ведь всегда понимал и официально говорил о том, что у Японии не хватит сил и ресурсов на победу, но просто сдаться потомок самураев посчитал ниже собственного достоинства. Откровенно говоря, в эту версию совершенно не верится. Ведь исходя из нее, допускается, что адмирал один единственный все знал о расшифровке JN-25. И даже с точки зрения японского самурая ничего не доложить своему командованию, а сделать такую своеобразную сэппуку – это никак не геройство, а трусливая глупость.
Через некоторое время после завершения войны адмирал Нимиц официально заявил о том, что физическое устранение Ямомото было заранее и точно спланированной операцией. А в 60х годах на месте гибели адмирала была установлена мемориальная доска как дань уважения этому безусловно талантливому стратегу своего времени.
Материал подготовлен ко дню капитуляции Японии во второй мировой — 2 сентября 1945 года.
Это они лихо провернули, конечно. Спасибо за статью, интересно.