Содержание
Познакомившись с типами настольных варгеймов, давайте посмотрим на варгеймеров-настольщиками и узнаем, где можно найти оппонентов и информацию о новых настольных варгеймах или же уточнить вопросы об их правилах.
Активность настольных варгеймеров
Настольные варгеймеры крайне активны: в Рунете есть множество блогов, так или иначе, посвященных настольным варгеймам, постоянно ведется активная переписка, даже создаются любительские настольные варгеймы. Всё это проходит чуть ли не вопреки обстоятельствам — настольные варгеймы у нас почти неизвестны, доставка игр в Россию затруднена, языковой барьер тоже не способствует популярности. Думаю, что причиной более высокой активности среднего «настольщика» по сравнению со средним «компьютерщиком» является высокий входной ценз — чтобы стать настольным варгеймером нужно:
- Знать английский. Правила многих варегймов не переведены на русский. Некоторые правила неудобны для чтения, что накладывает дополнительные требования
- Изучить правила. Сложный варгейм обязывает своего владельца внимательно прочитать несколько десятков страниц английского текста. А потом перечитать. А после первой игры — переперечитать. И только после этого придет начальное понимание системы. После которого…. да-да, снова и снова придется читать правила, пока понимание механики варгейма не станет интуитивным.
- Провести игру. Крупные игры нужно оставлять разложенные на столе, плюс, чем больше игра, тем больше работы уходит на каждую игровую сессию. Это требует как терпения, так и возможности выделить на месяц-другой большой стол, а то и два. А поскольку игроки следят за исполнением правил сами, то нужно быть очень дисциплинированным, и даже немного въедливым человеком.
- Знать азы теории вероятностей, или просто не падать в обморок от слова «математика». Если сравнивать объем вычислений в настольных варгеймах и в компьютерных, то настолки выглядят крайне простыми.
Но во-первых, игрокам приходится считать всё самостоятельно, а во-вторых, поскольку каждый бросок кубиков здесь — событие, надо отлично знать вероятность того или иного исхода — не всегда можно исправить неудачный бросок, и каждый бой может стать решающим. Поэтому необходимо знать — когда стоит рискнуть, а когда математика не на вашей стороне. Если бросается 2 шестигранных кубика, то какие значения выпадают чаще всего (сиречь, какие шансы у меня победить\проиграть)? Что лучше и в каких ситуациях: бонус +2 к броску 2 шестигранных кубиков или +1 к броску одного шестигранного кубика? Со временем, такие вопросы решаются автоматически, но умение не пугаться математики — тоже важное качество.
Компьютерному же варгеймеру нужно лишь запустить ярлык на рабочем столе. Программа сама укажет, что можно, а что нельзя делать. Во многих компьютерных варгеймах есть и обучающие сценарии, и всплывающие подсказки. Многие популярные варгеймы имеют или официальные или фанатские локализации. Единственный минус — если сходил не в тот гекс, редко когда можно сделать отмену. Но зато есть Save\Load.
Столь высокие требования автоматически «пропускают» в настольные варгеймы самых активных людей, готовых уделять лишнее время своему хобби — как ведя блоги, так и переводя правила, а также выкладывая подробнейшие ААР-ы. Не говоря уж об организации «конвентов», что является, практически, подвигом.
Перечитав написанное, я понял, что компьютерный варгеймер выглядит в таком сравнении крайне невыгодно — нетерпеливый лентяй, не умеющий считать и не желающий уделять силы освоению игр. Поэтому здесь важно оговориться — во-первых, такой портрет компьютерного варгеймера неверен: большинство таких нетерпеливых варгеймеров быстро отсеивается, а во-вторых, я считаю, что подход компьютерных варгеймов («поменьше усилий от игрока») более правильный.
Игрок, в идеале, должен заниматься умственной работой, а не сомнительной гимнастикой спины и верхнего плечевого пояса, дотягиваясь воооооон до того стека фишек в центре 4-ех столов, в середину которого нужно незаметно вставить три фишки, не потревожив соседние стеки. Многие высокие требования настолок к терпению, внутренней дисциплине и толерантности к математике — реликт эпохи, в которой калькулятор считался роскошью, а не средством вычисления.
Компьютерные же варгеймы, как было сказано, имеют огромный потенциал стать идеальной моделью для симуляции боевых действий. Плюс, низкие входные требования для компьютерных варгеймеров позволяют привлекать к варгеймам большую массу людей. А это, в свою очередь, позволяет организовывать огромные командные игры — по образу и подобию реальных командно-штабных учений, где важна не точность калибров и углов наклона боковой брони, а действие игроков в иерархичной структуре с разделенными обязанностями. Но мы отвлеклись.
Популярные англоязычные ресурсы для настольных варгеймеров
ConSimWorld — считается самым «хардкорным» форумом по настольным варгеймам. И в самом деле — там идут наиболее содержательные и активные дискуссии, часто появляются разработчики варгеймов, которым можно задать вопросы по правилам или их проектам. Самое интересное, что разработчики оперативно и подробно на эти вопросы отвечают.
Но всё это нивелируется омерзительной системой навигации. Для каждого варгейма\серии варгеймов там есть только одна тема. Это приводит к тому, что в темах популярных варгеймов накапливаются десятки тысяч сообщений без какого-либо упорядочивания: ААР-ы, обсуждения правил, инсайдерская информация и информационный мусор идут бок о бок. Но и это ещё не все — по непонятным мне причинам, администратор сайта отключил поиск по сайту с использованием Google. Теперь там работает только внутренний поисковик.
Тем не менее, «хардкорщики» стоят на своем: «самое интересное — только на ConSimWorld».
BoardGameGeek — смесь базы данных, социальной сети и форума. Обладает огромной базой данных по настольным играм (не только варгеймам). Примечателен он своей удобной системой навигации — каждая игра обладает множеством тегов, несколькими форумами, и весьма активными участниками. На каждый вопрос по более-менее популярному варгейму отвечают в течение нескольких часов. Иногда появляются и разработчики. Также присутствует «общий форум», где не только болтают о погоде, но и анализируют и сравнивают различные настольные игры.
Но, поскольку настольные варгеймы составляют лишь часть игр BoardGameGeek, среди варгеймеров сайт пользуется репутацией «казуального». Здесь я не могу согласиться с «хардкорщиками» — какой прок в ценной информации, если её невозможно отыскать?
Популярные русскоязычные ресурсы для настольных варгеймеров
Boardwars – крупнейший русскоязычный форум по настольным варгеймам. Выложены многие русские переводы англоязычных правил. Не обманывайтесь тем, что на форуме пишут не каждый день — пользователи активны, регулярно появляются ААР-ы, обсуждения и ответы на вопросы по правилам. Есть несколько тем для новичков, с подсказками начинающим. На мой взгляд, для новичков, живущих вне Москвы и не слишком хорошо знающих английский, это самый удачный ресурс.
Также рекомендую обратить внимание на раздел форума под названием «Барахолка». Поскольку любая пересылка варгеймов из-за рубежа – это минимум месяц (а то и полгода) ожидание, иногда можно сильно сэкономить, взяв подержанную копию игры у нас. Цены, как правило, небольшие.
ProWargames — молодой форум единственного в России варгеймерского магазина и клуба настольных варгеймеров. На форуме регулярно выкладываются отчеты участников «живых» встреч, ААР-ы и обсуждения варгеймов и книг. Список пользователей на сайте имеет возможность просмотреть место проживания всех участников, что весьма полезно для людей, ищущих оппонентов — вдруг он есть прямо в соседнем подъезде?
Сам клуб находится в центре Москвы, контакты руководителей выложены на сайте — рекомендую перед поездкой связаться с ними, и уточнить — будет ли в конкретный день\час кто-нибудь на месте. В клуб можно прийти просто посмотреть на игру, присмотреться\прицениться к варгеймам, или просто пообщаться. С прошлого года проходит ProWargames Con — миниатюрный аналог гигантских «слетов» американских варгеймеров.
Несмотря на некоторый снобизм админов, это крайне важный ресурс для тех, кто живет в Москве и хочет заниматься варгеймами «вживую». Если вы живете в Москве и заинтересовались настольными варгеймами — рекомендую хотя бы раз зайти в клуб, чтобы присмотреться к людям и процессу игры.
Тесера — идеологический аналог англоязычного BoardGameGeek, т. е. смесь базы данных, социальной сети и форума по любым настольным играм. В отличие от BoardGameGeek имеет достаточно примитивную систему комментариев (но все же лучше, чем ConSimWorld).
Настольные варгеймы на экране компьютера и в интернете
До появления интернета, главной проблемой любого «настольного» варгеймера была нехватка оппонентов. Каждый оппонент был на вес золота — без них приходилось играть против себя, что повышало вероятность ошибок чтения правил (некому поправить), и снижало интерес к играм (некому удивлять).
Теперь, с распространением интернета, всё значительно веселее. Есть специальные «электронные доски», позволяющие пользователям играть по интернету как с помощью почты, так и «в реальном времени» — с использованием Скайпа одновременно с игрой. Для игры в конкретный варгейм нужно скачать «модуль» такой игры. Поскольку все манипуляции с фишками всё равно будут проводить игроки, также необходимо иметь при себе правила и таблицы.
Самой популярной «электронной доской» является VASSAL. Он позволяет играть как в реальном времени, так и по почте. Совместим с разными операционными системами. Большинство электронных версий настольных варгеймов находятся именно в VASSAL. Конкретный варгейм рекомендую искать вот здесь. Вводите название самого варгейма, а не серии, к которой он принадлежит.
Cyberboard позволяет играть только в формате Play by E-Mail. Благодаря автоматическому логу, Cyberboard весьма удобна для просмотра прошедших партий и прошлых ходов.
ZunTzu позволяет играть только в реальном времени, для чего у него есть возможности голосового чата и видеосвязи. Графически выглядит весьма привлекательно.
Лично я предпочитаю игры в реальном времени (т.е. с включенным голосовым\видео чатом) — они наиболее похожи на «живые» настольные игры. Однако это субъективно — некоторые люди предпочитают Play By E-Mail, поскольку там можно неспешно подумать.
Отдельно нужно сказать, что факт присутствия настольного варгейма на экране не делает его компьютерным варгеймом. Подавляющее большинство настолок, с переносом «в цифру» не теряет ни единого своего качества. Игроки по-прежнему вручную двигают фишки, сами следят за исполнением правил, которые совершенно не меняются.
У перехода «в цифру» есть и недостатки. Теперь невозможно окинуть карту одним взглядом — нужно бороться с интерфейсом, приближая и отдаляя карту. Также игру теперь нельзя «пощупать», что тоже, для многих, важно.
Подводя итог данному небольшому циклу статей, хочу ещё раз сказать – настольные варгеймы не лучше и не хуже компьютерных варгеймов. На данный момент они просто разные. Потенциал компьютерных варгеймов сегодня не используется даже на половину – многие компьютерные игры пытаются охватить всю сферу боевых действий сразу. Это запутывает как разработчиков, так и игроков. А вынужденная простота настольных варгеймов играет на руку их разработчикам, позволяя подчеркивать конкретные аспекты войны, заставляя игроков более явно прочувствовать их.
Комментировать