Содержание
Сразу отмечу, что я не особо большой поклонник серии Close Combat вообще и Close Combat Panthers in the Fog в частности. Конечно, играл в свое время в оригинальные, первые игры знаменитой серии. Особенно в Close Combat: A Bridge Too Far и Close Combat III: The Russian Front. Но было это, понятное дело, очень давно. В последующие ремейки от Matrixgame, поиграть не удалось, да и желания особого уже не было.
А вот с выходом Close Combat Panthers in the Fog, ситуация сложилась совсем иная. Во-первых, это уже самостоятельная игра с новым и достаточно оригинальным, историческим сюжетом. А во-вторых, по заверениям издателя, это вообще последняя игра с использованием старого (хоть и модифицированного) движка.
Что всячески подчеркивали перед выходом Close Combat Panthers in the Fog издатель и разрабы – это сильно обновленный графический движок практически не меняемый с «лохматого» 1997 года. Все подробности об этом, вы можете прочитать в моем переводе интервью с разработчиками. Впрочем, о графике я еще напишу ниже. Начать обзор все же будет правильнее с сюжета.
Операция «Lüttich»
В основу сюжета положено историческое наступление (а по большому счету контрнаступление) немецких войск недалеко от городка Мортен во Франции, произошедшее с 7 по 13 августа 1944 года. Наспех сколоченные восемь дивизий в составе 47 немецкого такового корпуса под командованием Клюге, по прямому приказу Гитлера, пытались «столкнуть» в море 9 воздушную армию США генерала Омара Бредли. Затея Гитлера с треском провалилась, а немецкие войска в результате сами попали в котел.
Огромную роль сыграли военно-воздушные силы союзников которые буквально на второй – третий день, после того как рассеялся туман, так отутюжили фашистов, что наступать дальше уже возможности не было. Потери сторон составили около 4 тысяч человек.
Тем ни менее, как сюжет для исторического варгейма, тема интересная и главное – не избитая.
«Муравьи» в тумане
Close Combat Panthers in the Fog приветствует игрока обновленным стартовым экраном на котором нам предлагают сделать выбор между отдельными сражениями, операциями и кампаниями. Еще можно загрузить самодельные сценарии (к игре прилагается редактор), сохраненные игры или прогуляться в тренировочный лагерь из пяти миссий.
Больших кампаний всего пять и в каждой из них можно выбрать, за какую сторону играть. Любители эпохальных противостояний могут выбрать самую большую — Операция Lüttich.
Тут же можно настроить параметры миссий на свой вкус – продолжительность боя, захват ключевых точек, видимость противника и прочее.
Далее переходим к экрану стратегической карты кампании и планирования. Здесь разработчики постарались на славу. Хотя, сам экран рассчитанный изначально на древнее разрешение, все же можно было бы сделать побольше. Просто не удобно прокручивать карту в таком небольшом окне.
Передвигаем флажки с символами подразделений планируя атаку или поддержку на определенный сектор. Всего секторов на карте более тридцати.
Интересно, что в данной фазе, возможно, заказать поддержку авиации, минометов, артиллерии и десанта, перетаскивая соответствующие значки из нижнего угла прямо на нужный сектор. Конечно, если наличие поддержки предусмотрено дизайнерами уровней на данном этапе. Противник в свою очередь, тоже не брезгует провести авиа налет или устроить арт. обстрел.
Нажав кнопку Execute наблюдаем запланированные стратегические перемещения, как свои так и противника. И далее,нажав кнопку Next, попадаем на экран формирования подразделений для боя. Всего под нашим командованием две основные группы и группа поддержки.
Справа доступен общий пул войск. Выбрав любое подразделение и кликнув на кнопку Soldier можно посмотреть подробные характеристики буквально каждого солдата — здоровье, мораль, лидерство, разведка, сила, опыт. Достойная, надо заметить детализация. Причем ваши подчиненные переходят из миссии в миссию, наращивая показатели. Если конечно выживут. Аналогичный просмотр можно устроить и для войск противника.
Еще раз жмем Next и переходим к экрану самого боя. В каждой миссии, как и раньше, необходимо расположить все свои войска на поле боя и желательно задать им сразу же поведение. А делать это нужно обязательно, ибо подчиненных выбрасывает на поле боя, совершенно хаотически. И оставив все как есть, по умолчанию, вы рискуете моментально нажить себе большие неприятности. Расположив бойцов и технику, кликам на Begin и начинаем сражение.
Все ветераны Close Combat почувствуют сразу то, что называется родной стихией. Принципиальных изменений нет. Единственный совет — сразу нажать на клавиши F5, F6, F7 и F8 вызвав соответственно общее меню всех подразделений, индикатор морали и времени, миникарту и меню отдельных подразделений. Вообще интерфейс теперь принял форму отдельных, отключаемых блоков по краям экрана, что достаточно удобно. Правда, видимо в порыве тотальной минимизации и оптимизации, разрабы несколько переборщили, запрятав все управление исключительно под горячие клавиши.
Ну и дальше, ведем свои войска к победе по хорошо знакомым игрокам правилам с использованием нестареющего меню из основных команд – move, move fast, sneak, fire и так далее.
Как и прежде солдатики «старательно» устают, пугаются, сдаются в плен и истошно вопят попав под раздачу. Танки в определенной степени «рулят», особенно при грамотной поддержке пехоты, однако их как всегда, не хватает, да и противотанковые средства способны быстро остановить слишком зарвавшихся в боевом угаре танкистов.
Изменения существенно коснулись минометов. Время реального открытия огня стало больше чем ранее и урон серьезнее. Правда, приходится рассчитывать теперь с некоторым упреждением. Кроме того, минометы стали пристреливаться, что заметно по появляющемуся на земле маркеру. А вот мин в боезапасе стало, как мне показалось, меньше.
Карты секторов выросли до весьма значительных размеров и перегонять отделения пехоты из одного угла в другой стало задачей очень муторной с учетом усталости пехоты. Видимо для этого, в составе поддержки можно выбирать еще и транспорт. Особенно актуально для перевозки орудий.
Что касается обновленного графического движка, то в глаза бросаются новые, симпатичные анимации взрывов и улучшенные тени от статичных объектов. Сама визуальная картинка поля боя кажется практически такой же, несмотря на 32х битную графику, пришедшую на смену старой, 16 битной.
Убогая, «дерганная» анимация передвижения техники и солдат осталась точно такой же как и раньше. Поле боя в разрешении 1920 на 1080 заставляет напряженно высматривать и выкликивать подчиненных. Еле видимые значки подразделений и меню выбора помогают, но не сильно.
А еще в игре есть туман. Много тумана. Что не удивительно, учитывая название и исторические реалии. Особенно в начальных сценариях. В результате, видимость вообще сводится почти к нулю. Так что, поборникам реализма «во всем», должно понравиться. Мне, честно говоря – «не очень».
AI тоже, как по мне, остался на совершенно старом уровне. Отдельные юниты могут начать отчаянно тупить при определении своего пути и в результате, часто просто остаются на месте.
Противник очень вяло и как-то хаотично атакует. В обороне, вообще предпочитает особо не передвигаться. Запросто может устроить скопление всей своей техники в одном месте.
В тактическом плане, примерно равный по численности и качеству противник, практически не имеет ни единого шанса на победу. Именно по этому, за немцев, играть в целом интереснее, чем за американцев. Попробуйте в условиях постоянных бомбардировок захватить хотя бы десяток секторов и вы поймете, о чем я говорю.
Close Combat Panthers in the Fog — итоги
Close Combat Panthers in the Fog — вполне достойный и самодостаточный продолжатель данной линейки игр. Оригинальный, не избитый сюжет и приглянувшаяся многим игрокам детализированная, стратегическая возня с секторами, еще больше чем когда то, заставляют проходить миссию за миссией. Но и ничего принципиально большего, не ждите.
Если вам все еще недостаточно всех предыдущих серий, то можете смело приобретать игру. Несомненный плюс «Пантер в тумане» еще и в ее великолепной реиграбельности. Масса больших и не очень кампаний за обе стороны, не дадут скучать зимними вечерами.
Ну и конечно, сетевую игру тоже никто не отменял. Надеюсь, написать по мультиплееру отдельный обзор.
В целом, Close Combat Panthers in the Fog — этакий «финальный аккорд», некогда интересной, знаменитой, но такой уже «приевшийся» и надо признать, порядком устаревшей игры, не смотря ни на какие, косметические доработки.
Комментировать