Содержание
Игра Advanced Tactics Gold (2011 года выпуска) – продолжение Advanced Tactics, которая в свою очередь стала преемницей People’s Tactics от голландского дизайнера Виктора Рейкерца. Собственно «золотая» версия не особо сильно отличается от оригинальной AT. Добавлены два вида ресурсов, оптимизирован AI, да слегка обновилась графика. При этом в составе игры присутствуют как бы обе версии одновременно. Хотите оригинальную AT – пожалуйста, хотите ATG – жмите в интерфейсе запуска кнопку повыше.
По сути своей — глобальная стратегия с упором на боевые действия и тактику. И, в общем, то не было бы в ней ничего особо интересного, кабы бы не детали. А в деталях, как известно, вся суть.
Создай сам свою армию
Строительство своей армии есть конечно во многих стратегиях, но в Advanced Tactics Gold это не просто «клепание» юнитов в зависимости от прихода ресурсов, а кропотливый процесс выращивания своих армий именно той структуры, состава и мощи, которые вы сочтете необходимым. В распоряжении игрока практически все возможные типы подразделений XX века. От лошадей и грузовиков снабжения до авианосцев и дальних бомбардировщиков.
Конструируя свою армию, только игрок решает, сколько и какие именно подразделения будут в его армиях. Но иметь большую армию это еще полдела. Нужно ее снабжать подкреплениями, топливом, патронами. Естественно делать это удобнее по дорогам, которые играют огромную роль при планировании и ведении любых боевых действий.
Источники всех ресурсов – города и шахты. Захватываете город, и он постепенно начинает приносить вам все больше и больше жизненно важных ресурсов. Каждый город в состоянии производить четыре типа ресурсов или типа войск на ваш выбор.
Главный режим, это безусловно игра на рандомной карте со случайными соперниками. Режим имеет массу настроек и позволяет сгенерить от крохотного поля боя для двух игроков до гигантских карт на 14 участников. Кроме того, есть и наборы заранее заготовленных сценариев. В том числе, исторических. На таких картах, как правило, действует ряд существенных ограничений в угоду сюжетному реализму.
Advanced Tactics Gold устроена таким образом, что по сути ей все равно, какой именно исторический период вы выбрали. Будь то сражение под Москвой или колониальные войны в Африке. Схема построения и управления войсками остается неизменной. Поменяться могут только названия типов войск.
Для примера рассмотрим типичное начало игры на случайной карте с одним стартовым городом. Итак, у вас есть один город производящий некоторое количество ресурсов и выбранных подразделений. В городе уже есть генеральный штаб, имеющий в своем составе несколько офицеров, более полусотни солдат и немного транспорта в виде жд составов.
Для начала экспансии (сначала мирной, а затем и военной) нужно построить первые подразделения. Создаем дивизию (наименования тут условны, назову так просто, что бы было понятно) и переводим туда часть пехоты. Например, половину. Для того что бы дивизия могла пополняться и снабжаться ее нужно приписать к штабу. Можно конечно приписать дивизию к генеральному, но лучше создать новый штаб и уже его в свою очередь подчинить главному. Таким образом, получается простая цепочка – генеральный штаб – штаб армии – дивизии.
Почему не стоит подчинять все дивизии одному генштабу? Разработчики игры предусмотрели ряд бонусов во время боевых действий, которые подразделения будут получать в том случае, если рядом есть свой штаб. Кроме того, и снабжение тоже будет работать лучше, если оно осуществляется не напрямую, а через штабистов-посредников.
В результате, через несколько ходов у вас может быть уже несколько армий имеющих в своем составе по несколько подчиненных им дивизий. Задача генерального штаба – поставлять новые подкрепления в каждый из армейских штабов. Продвигаясь по карте, войска захватывают новые города, которые в свою очередь тоже можно приписать к столице, куда соответственно и будет стекаться все производство.
Войска и война
Рано или поздно границы вашего государства упрутся в границы противника, который естественно времени даром тоже не терял. И тогда выход один – война.
Типов войск в игре несколько десятков. Например, пехота может быть вооружена винтовками или автоматами. Какими из них и в какой пропорции комплектовать свои дивизии — задача полностью на усмотрение игрока. Исход боевых столкновений напрямую зависит не столько от численности дивизии(на это есть некоторые ограничения), сколько от ее грамотного состава и правильного применения. Пехоте с приданными противотанковыми орудиями будет гораздо проще выдержать атаку бронетехники, чем без них. Сражение в лесу или в городе будет, скорее всего, выиграно подразделением, у которого на вооружении есть автоматы. В чистом же поле преимущество получат бойцы с винтовками.
Минометы и пулеметы усилят любую пехотную часть, но сделают ее менее подвижной и станут полной обузой маневренным танковым подразделениям. Вариантов масса. Кроме вооружения, огромное влияние на исход боя оказывают параметры морали, опыта, укрепленности (в окопах) и просто готовности к бою. Вновь сформированное, или свеже пополненное подразделение на несколько ходов сильно теряет свою боеготовность.
А еще в игре есть возможность высаживать морской и воздушный десант, строить флот и эскадрильи самолетов.
Постепенно, если карта больших размеров ваша империя от хода к ходу «матереет» захватывая все новые города и территории. Инженеры строят заводы, фортификации и дороги попутно модернизируя шахты и скважины с нефтью. На море собирается могучий флот, сухопутные армии приобретают угрожающие размеры, а неизбежные сражения на изменчивых фронтах иной раз поражают своим драматизмом и динамикой.
Advanced Tactics Gold – своеобразная игра. Я бы даже сказал — уникальная. Это не варгейм в привычном понимании, как внешне может показаться. Слишком уж тут условны некоторые правила и параметры. В то же время игра потрясающе гибкая и позволяет проводить уникальные по тактическому наполнению боевые операции. Этакая — «хардкорная песочница». Тут незримо присутствуют черты Battle Isle и Civilizacion. И в тоже время, ATG имеет и свою, особую атмосферу.
Игра конечно не идеальна, и несмотря на свой уже «золотой» выпуск имеет недостатки, которые порой сильно раздражают. На больших картах AI часто начинает тупить. Особенно при использовании авиации и флота. Интерфейс игры в целом достаточно удобен, но нет банальной кнопки «отмены последнего действия» и вы не раз будете случайно посылать войска совсем не туда куда планировали. И самое главное – обилие микроменеджмента, по началу так радующего любого олдскульного стратега, со временем на большой карте может превратиться в сущий кошмар по своим временным затратам. Никаких средств автоматизации рутинных процессов тут нет.
Выводы
Но, несмотря на вышеописанное, любителям воргеймов попробовать Advanced Tactics Gold определенно стоит. Уверен, что многих она способна зацепить не на один вечер. А для кого-то станет основным развлечением надолго.
Сегодня у игры существует крепкое сообщество фанатов имеющих свой сайт. Там можно скачать множество модификаций и дополнительных сценариев. Есть подробные мануалы по использованию редактора игры, который к слову обладает недюжинными возможностями и позволяет сделать модификации практически для любого исторического периода. Регулярно выходят патчи и дополнительные материалы. Так, недавно разработчик выпустил подробное стратегическое руководство по всем имеющимся в игре типам войск.
У нас, к сожалению, выход игры не планируется. Впрочем, глубоких познаний в английском тут совсем не требуется. Гораздо важнее понять механику этой необычной и во многом превосходной игры. В этом вам поможет русское руководство, любезно составленное хорошим человеком Konrad_Novak с форума сайта war-game.org и собранное мною для удобства в один файл (ссылка на странице игры). Осваивайте на здоровье и удачи в игре.
Комментировать