Содержание
Выхода Hearts of Iron 4 ждали очень многие игроки. Тем более, что разработчики старательно подогревали интерес довольно большого фанатского сообщества в различных интервью, дневниках и т. п. Шестого июня наконец то состоялся долгожданный релиз. Поклонникам предложили на выбор приобрести игру в трех комплектах — Cadet Edition, Colonel Edition и Field Marshal Edition. На любой вкус, как говорится. А уже к 20 июня Paradox Interactive отрапортовали о 200 тысячах проданных копий игры. Неплохой старт для нишевой стратегии, правда? Так что, давайте разбираться в этой знаковой игре подробнее.
Hearts of Iron 4 — симулятор стратега
Hearts of Iron 4 – это невероятно мощный и всеобъемлющий стратегический симулятор, посвященный событиям Второй Мировой Войны. Благодаря отличной графике и простому в использовании интерфейсу Hearts of Iron 4 окунает игрока в боевые действия, стратегическое планирование и расстановку сил, а также достаточно тонкую экономическую и политическую составляющие.
На огромной карте мира присутствует более 11 000 уникальных территорий, морских областей и воздушных зон. Климат, местность, цикл «день и ночь», погодные условия и линии снабжения – все это есть, да еще и зачастую показано таким образом, чтоб точно соответствовать определенной территории. При этом, все складывающиеся условия влияют на то, как в режиме реального времени передвигаются и ведут бой ваши армии. К примеру, на максимальном уровне сложности, необходимо будет дождаться подходящей погоды, чтоб сделать перерыв перед тем как начать масштабное наступление с участием множества бронетехники.
По традиции вы можете сыграть за любое государство, которое существовало в период с 1936 по 1939. Такие мощные государства, как СССР, Германия, Соединенные Штаты и Англия детализированы получше, но все же, более увлекательно играть за государства помельче, так как это отличный игровой опыт, когда-либо реализованный в подобных играх от Paradox Interactive.
Одной из самых интересных игр к примеру, может стать партия за любое маленькое государство Европы. Так как население подобной страны весьма малочисленное, на поле боя у игрока будет совсем немного подразделений, но у них наверняка будет такое соотношение убийств/смертей, что даже самый опытный игрок в любой шутер вспотеет. Огромное количество ветеранского опыта и карточки юнитов украшенные черепами. И в итоге, мы имеем такое количество первосортных ублюдков, которого не соберешь со всего Восточного или Западного фронтов.
Подобные великолепные, гибкие и не особо исторические функции существуют также и для титанов. Тратя политические силы на национальные компании и разных реально существовавших министров, вы можете играть за Германию, испытывая судьбу до тех пор, пока этого требуют политические нужды, но вы так и не спустите курок по-настоящему.
И это только один из альтернативных путей развития истории, ведь Paradox предвидел и поддержал множество альтернативных путей развития истории, каждый из которых имеет свой уникальный флаг, название страны и своего квазиисторического лидера. Если к альтернативным сценариям, которые охватывают события Второй мировой в 1936-1948 годах, мы добавим просто сумасшедшую реплейабилити, то получим — целую альтернативную историю!
Стоит сказать, что высокоуровневая схватка между народами и идеологиями в Hearts of Iron 4 – это нечто совершенно не интуитивное. И дело тут не в командующих или пикирующих бомбардировщиках, или танковых батальонах, но живое бьющееся сердце игры – это сложная симуляция индустрий и логистики, ведь без этих составляющих война бы не смогла существовать. Даже самые талантливые командиры с лучшими технологиями и большим количеством самых элитных солдат должны будут очень постараться, чтоб «выбить» более многочисленного оппонента в кратчайшие сроки, так как мудрое распределение ресурсов и индустриальное развитие, в конечном счете, и позволяют выиграть этот долгий «забег».
Кроме того, очень часто приходится поломать голову, например над тем, какие корабли нужно строить, и сколько морских пехотинцев нужно, чтоб взять Иводзиму. Игрок должен понимать, что для него важнее в данный момент важнее — оружейное производство или развитие инфраструктуры в Оклахоме.
Палка о двух концах и чудо логистики
Как бы то ни было, высокоуровневая фокусировка становится палкой о двух концах по мере увеличения количества игровых часов. Когда вы должны управлять миллионами людей и сотнями заводов по всему земному шару, тактически великолепные действия 7-й танковой дивизии или роты Эйбл просто теряются во всей этой кутерьме. Баллады о героизме отдельных индивидуумов остаются заглушенными скукой статистики войны. Кроме того, отчеты о результатах отдельных кампаний – это редкая роскошь. Интерфейс Hearts of Iron 4 не позволяет эффективно прослеживать определенную информацию. Например, сложно сказать, насколько хорошо новая артиллерия показала себя в бою, или, как песчаная буря повлияла на ваши корпуса.
Все это происходит «под капотом» в Hearts of Iron 4 и почти незримо для геймера, что странно, учитывая такой прицел на симуляцию. В результате, важные решения приходится принимать исходя из личного опыта, здравого смысла и того, как должны работать бомбы, танки, противовоздушная оборона и т. д. О том, насколько удачно было то или иное решение можно судить только на уровне «выиграл или проиграл».
Так же негативный эффект минимизации сказывается на некоторых других аспектах Hearts of Iron 4. Можно кастомизировать каждую дивизию, установив необходимое количество танков и пехотных рот, а также выбрать нужный вид экипировки, которую они понесут с собой. Можно нарастить количество орудий на линейном корабле или создать вариант Норт Америкэн Р-51 Мустанг с более мощными двигателями. Но это все настолько незаметно в игре, что такое чувство, что добавляется крошечный стикер «+0,1» к боевым возможностям солдат или боевых машин. Чувствуешь себя большим генералом, подчиненные которого не могут ответить на самые простые вопросы – нет нужной детализации отчетов.
А вот логистический интерфейс, наоборот, выдает очень точный фидбэк. Начиная от экранов, которые легко читаются и заканчивая тем, как много винтовок, джипов и воздушных судов в производстве. Хватает ли всего этого, чтоб укомплектовать новые дивизии и переправить тем, которые уже находятся в бою. И сколько устаревших моделей осталось в запасе на черный день. Режим карты доставки позволяет легко прослеживать направления, при описании которых учитываются разнообразные факторы, среди которых, особенности территории, погода, доступность транспортной инфраструктуры и т. п.
Думай, планируй, побеждай!
Вам необходимо контролировать порты и крупных городах, иметь возможность создать мощную авиацию для поддержания превосходства в воздухе, также желательно, чтоб у страны был доступ к природным ресурсам (через владение областью, либо торговлю), так как все это влияет на исход каждой битвы. Кто думает и планирует, тот выигрывает.
Политические системы – это как всегда, не самая сильная сторона игр от Paradox, но это все-таки больше чем просто попытка бегло эмулировать реалии 20-го века, которые привели к разгоранию самого большого вооруженного конфликта в истории человечества. Речь идет о механизме под названием Мировое напряжение, которое вылилось в такие события, как аннексия Судетской области Чехии или японское наступление на Нанкин, что и вызвало решительные действия со стороны демократических стран.
Мы все знаем, что будет дальше. Соединенное королевство, Франция и Америка решат надрать Гитлеру зад. Им придется ждать, пока он не разыграет свои карты, явив миру свое безумие. Напряженность растет, открывая перед союзниками новые возможности, благодаря которым на защиту таких небольших стран как Бельгия от иноземной агрессии посылаются отряды добровольцев. Что касается, таких стран, как США, то в начале игры они находятся в «спящем» положении, ожидая своего Перл Харбора.
Теперь про некоторые недостатки. Интерфейс управления для сражений в воздухе и морях, не так интуитивно понятны, как интерфейсы управления наземными силами. Система запуска морских вторжений, к примеру, никуда не годится, так как требует от игрока слишком много кликов. И к тому же не дает никаких объяснений того, почему ваш «день D» стартует именно в утесах Дувра. Тоже самое касается отдачи приказов воздушным группам, особенно, если речь идет о палубной авиации.
Когда игрок управляет таким сложным конфликтом, хочется отдавать приказы своим кораблям, самолетам и морскому транспорту в минимально возможное количество кликов. И если клики не становятся действиями, я хочу, чтоб на экране простым языком писали, зачем я их вообще сделал.
В итоге
Hearts of Iron IV – это игра, которая точно понравится многим любителям больших компьютерных войнушек. По моему мнению, все ее нынешние проблемы связаны с производительностью, так как из-за них закладывается медленный и часто разочаровывающий финал того, что задумывалось детализированным стратегическим симулятором каждого аспекта глобальной войны 20-го века. Обучающий сценарий в игре совсем крохотный и многим новичкам требуется потратить довольно много времени на изучение того, как управлять всеми многочисленными частями этого гигантского симулятора, чтоб все работало, как отлаженная военная машина. Но когда вы все освоите, а разработчики выпустят с пяток самых важных фиксов, эта игра может стать вашим основным пожирателем времени на очень долгое время. Впрочем, как и остальные стратегии от этих, не знающих устали ребят.
Автор, незнание истории просто удивляет. Невключение ссср в страны противостоящей Германии удручает. И война началась не после присоединения судетской области, и оккупации нанкина. Такое чувство что школьный курс истории для тебя пустой звук. Не пиши больше рецензии про то о чем и понятия не имеешь.
Во первых — это рецензия на игру, а не описание истории. Во вторых — в тексте нигде нет полного перечисления стран противостоящих Германии, так что ваша реплика о СССР минимум неуместна. В третьих — упоминание о присоединении Судетской области, и оккупации Нанкина не называется конкретно как причина начала войны. Привыкайте просто читать внимательно, а не наискосок.
Нормальный обзор, спасибо. Играю уже неделю по вечерам!
вы наверное шутите . Это самая оказуаленная хои и вообще игра от парадоксов. Может через 3 года с модами и тд. Пока даже арсенал демократии дает стретагии и резлультаты релистичинее
Игра классная. НАконецто парадоксы сделали именно так как хотелось бы. В ранние хои играть не мог вообще.
Поиграв в игры от AOGEOD, начинаешь, как убога логистика от парадоксов. И тут, смотрю, ничего не изменилось — дороги отсутствуют как класс.
Балансить Балансить и Балансить. как обычно приходите после патча.