Финальная часть ААР-а Operational Combat Series — Reluctant Enemies. Вторая половина кампании и подведение итогов.
Третий этап: (где-то с 7 по 8 ход включительно):
Побережье: вишисты организованно отошли за р. Дамур, организовав там эшелонированную оборону. Её прорыв займет слишком много времени, что позволит вишистам подтягивать новые и новые силы на побережье. Поэтому решил перебросить войска на центральное направление, оставив на побережье лишь заслон — одну бригаду, немного артиллерии и пару юнитов «с миру по нитке». Пока оставил там всю бронетехнику — в случае чего, здесь она будет более полезна, чем в центре.
Центральное направление: с этого момента и до конца игры, центральное направление становится главным. Моя цель — прорыв на север и перерезание дороги Дамаск-Бейрут для изолирования Бейрута от огромного количество потенциальных защитников с востока.
Медлить с этим нельзя — центральный участок пока не защищен сплошной линией обороны (тем более нет там обороны эшелонированной). Надо ловить момент, потому что вишисты уже перебрасывают в центр юниты для усиления.
Также, не обозначен на скриншоте прорыв через заслон (маленькая синяя позиция у южной оконечности гор) около гор. Вишисты уничтожили мой юнит, прикрывающий проход через откос и продвинулись на пару гексов. Однако этот плацдарм был уничтожен танками, переброшенными с побережья (опять же, забыл указать всё это на скриншоте)
Восточное направление: вишисты наметили удар между двух озер в центре карты силами трех юнитов (как позже оказалось — кавалерии), и пришлось серьезно перетасовать силы. В итоге нашлись юниты для хиленького заслона, однако этого будет достаточно — в случае прорыва я стяну сюда силы с центра и с юга. На дополнительный удар юнитов у вишистов здесь нет. Несмотря на то, что объективных предпосылок к тревоге не было, этот наметившийся контрудар заставил ощутимо напрячься.
Лирическое отступление. На этом этапе я подумывал о нанесении удара по направлению Мерджаюн-Дамаск, пользуясь тем, что можно обойти узлы сопротивления вишистов и по пустыне добраться почти до Дамаска. Подумав, отказался, поскольку:
— во-первых, для этого потребовалось бы распыление сил, и вишисты наверняка укрепили бы центральное направление
— во-вторых, вишисты наверняка начали бы глобальное отступление на север и у них появились бы лишние войска для усиления других направлений
— в-третьих, результатом этого наступления В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ был бы захват Дамаска, что мне совершенно безразлично — я планировал выиграть захватом точки Sudden Death, а не по очкам.
Движение снабжения и войск: помимо уже освещенной переброски войск с побережья на центральное направление, перебросил туда же ещё одну бригаду, прибывшую в г. Хайфа (прерывистая линия на скриншоте). Снабжения катастрофически не хватает — выгреб всё, что есть на западном и центральном участке карты. Кое-где пришлось
Также, теперь основные усилия будут на центральном направлении, поэтому буду туда перебрасывать снабжение из г. Хайфа силами двух грузовичков и одной конной повозки (захваченной у вишистов).
Четвертый этап (с 8 по 13 ход включительно):
Побережье: ничего не делаю, лишь иногда веду огонь корабельной артиллерией по отдельным юнитам. Артиллерию поставил в гекс с пехотой, чтобы создавалось впечатление кучи войск, готовых к форсированию.
Восточное направление: вишисты отвели кавалерийскую группу обратно на восток. В остальном — тишь да гладь.
Центральное направление: продвигаюсь на север. Из-за того, что вишисты не успели построить сплошную линию обороны, использую кавалерию для просачивания в прорехи и перерезания снабжения.
На скриншоте все эти танцы показаны в три этапа:
— сплошной линией: отсечение вишистов в г. Мерджаюн,
— прерывистой линией: отсечение вишистов в горах,
— пунктирная («точечная») линия: финальный прорыв к складу (единственный склад, на котором держится снабжение и Бейрута и Центрального направления) и перерезания шоссе Дамаск-Бейрут.
После того, как в моих руках оказался единственный склад снабжения в районе, игру решили прекратить, ибо всё решилось бы буквально через 1-2 хода (захват Райяка). Если честно, я не ожидал столь быстрого продвижения в горах (обеспеченного тем, что там не было резервов вишистов, позволяющих создать сплошную эшелонированную оборону) и того, что именно Райяк, а не Бейрут принесет победу союзникам.
Отдельно хотелось бы сказать, как же слабы оказались заслоны, состоящие из одного степа (напомню, в Reluctant Enemies каждый юнит — 1 степ). При выпадении любого результата «Do» приходится выбирать — или уничтожать свой юнит, открывая дорогу противнику, или отступать этим юнитом, опять же открывая дорогу противнику. Поэтому, имея то ли 3 то ли 4 бригады в горах, мне было достаточно легко прорвать финальный заслон вишистов. Затем я прорвался через дырку танками и кавалерией.
Кавалерия в горах оказалась чудо-оружием. Там, где моторизованные юниты продвигаются на 3 гекса, она идет на 5. Там, где моторизованные юниты «прилипают» к вражеским ZoC’ам, кавалерия их игнорирует. Плюс к тому, у союзников она очень качественна (4 единицы Action Rating) и дешева для восстановления (1 Pax — столько же, сколько пехотный юнит). Одним словом, вундервафля 🙂
Авиация в игре показала себя с самой хорошей стороны — практически бесплатная возможность дезорганизации противника дорогого стоит. Несмотря на то, что авиации у союзников и вишистов примерно поровну, союзники имеют огромный перевес из-за возможности восстановления уничтоженных самолетов. Это позволяет постоянно подавлять авиацию вишистов, с перспективой её полного уничтожения. Что я и делал.
Из замеченных собственных ошибок:
— слишком прямолинейные действия (сначала давим слева, потом давим в центре), которые могу оправдать прямолинейностью ТВД — нет ни сил, ни пространства для изобретательности;
— чрезмерная пассивность на востоке. С другой стороны, давление там заставило бы вишистов отступить на север, что увеличило бы количество потенциальных защитников Райяка и Бейрута, а также потребовало бы переброски на восток дополнительных войск и снабжения;
— чрезмерная агрессивность в расходовании снабжения (особенно на последнем этапе). Если бы у меня было бы буквально на 10-15% меньше снабжения, всё могло пойти совсем по-другому;
— забывчивость: во-первых, забыл напомнить Максиму про attrition roll где-то в начале игры, что позволило продлить агонию группы юнитов, во-вторых я забыл про приход подкрепления (целая бригада) на десятом ходу! Пришлось вводить её в игру на следующий ход;
— понял ценность кавалерии только к середине игры. Массированное использование кавалерии позволило бы быстрее продвигаться на побережье.
В целом, кампания мне понравилась. Да, она достаточно прямолинейная, и второй раз играть за союзников будет скучновато, однако свое основное назначение (обучение новых игроков вроде меня) она отлично выполняет. Простым чтением правил и малыми сценариями не добиться понимания всей системы правил в целом. Только практика 🙂
имелась ли у Красных возможность маневра силами по рокаде Бейрут — Дамаск? Не понятно, что помешало этим воспользоваться для парирования любых неожиданностей
Да, сообщение было — как по хорошей дороге, так и по ж\д. Максим мне пока не отправил свои комментарии к ААР-у, поэтому не могу говорить за него. Как только отправит — сразу обновлю эти записи, и сообщу об этом отдельным постом. Единственное что хочу сказать, так это то, что большая часть сил к югу от Дамаска (и в самом Дамаске) — обычная, немоторизованная, пехота. Для их переброски потребовалось бы хода 3-4. Для организованного отхода нужно было бы ещё больше времени.
еще, всегда интересно увидеть хотя бы парочку скриншотов из игры. Схема не дает ощущения соотношения сил на направлениях и их построения