WAR.EXE
Steel Division Normandy 44

Обзор Steel Division: Normandy ’44

Нельзя сказать, что Steel Division: Normandy ’44 ждали с большим нетерпением. Ну да, некая вариация от Eugen Systems по Второй Мировой в духе популярного и казалось уже заезженного до дыр Wargame. «Поглядим, посмотрим…», как многие говорили.

Однако Steel Division: Normandy ’44 удалось переплести две вещи, которые обычно противоречат друг другу в варгейминге: веселость игрового процесса и достаточно точное воспроизведение тактических боев. И сегодня Steel Division не только очень качественная во всех аспектах игра, но и варгейм, радующий широчайшими тактическими возможностями.

В отличие от стереотипного штабного сима на тему Второй Мировой войны, Steel Division — это не история о разбросанных по карте счетчиках и ожидании того, когда кости упадут таким образом, что удача повернется к вам лицом. Это современная и отлично выглядящая игра с роскошными детализированными картами и юнитами. Управление тоже не подкачало. Любой ветеран стратегий реального времени сразу же почувствует себя, как дома с таким интерфейсом.

Присутствует некая кривая обучаемости, которая довольно поверхностно учит, как играть в Steel Division, но все так приятно и притягательно, что если вы начнете играть, то уже будет сложно не продолжить игру.

Концептуально Steel Division работает, как привычные «камень-ножницы-бумага», только вариантов десять+, а не три. Пехота способна  удерживать наиболее обороняемые позиции, но передвигается медленно, и ее легко засечь на открытых пространствах. Танки – это самые мощные наступательные юниты, но хорошо размещенные противотанковые орудия и танки неприятеля могут легко их нейтрализовать Противотанковые орудия можно убрать с помощью артиллерии, но и то, и то уязвимо для бомбардировщиков, которые можно обуздать или разрушить истребителей, или силами противовоздушной обороны. Это как сложный танец и будут тяжелыми, если вы коряво выполняете какие-либо из его па.

Эта сложность и есть главная изюминка Steel Division. У вас никогда не сложится такого впечатления, что между вашими тактическими решениями и исторической симуляцией варгейма лежит нечто абстрактное.

Сравнительно простой интерфейс и чистая, отлично выглядящая графика позволяет легко сказать, что происходит в плане взаимодействия, учитывая, что у нас «под капотом» такая детальная симуляция.   Это не как варгейм, в котором нужно сообразить, как все работает между собой, и не как стратегия в режиме реального времени, которая требует наличия определенных навыков и проделывания определенных шагов в нужное время.

Карты и тактика в Steel Division

Еще интереснее Steel Division становится от того, что тактический бой отдельных танков и самолетов тоже порой бывает захватывающим, а успех приходит скорее тогда, когда вы прижимаете врага пехотой и артиллерией, чем во время проворачивания сложного флангового прорыва с танками и транспортными средствами.  В общем, и на макро, и на микроуровнях, Steel Division – это первоклассный WWII-варгейм.

Все это подкрепляется уже порядком избитым в играх о Второй Мировой, но всегда интересным тактически, нормандским визуальным окружением Франции 1944 года.

Eugen Systems использовали настоящие фотографии, полученные разведкой Королевских военно-воздушных сил Великобритании, чтоб создать эти карты, которые включают самые знаменитые битвы той кампании, к примеру, Hill 112. Но каждая карта радует определенными особенностями Нормандской кампании: все эти живые изгороди и аллеи деревьев, которые и дали данной области название – «ад за живой изгородью».

Эти особенности определяют некоторые тактические особенности, присущие каждой карте. В Коломбелях, например, есть длинная прямая дорога, которая приближает главное поле боя. И это идеальное место для размещения противотанковых орудий, но враг, который об этом знает, просто может направить в эту точку артиллеристский огонь.

Также есть очень специфические моменты, которые дают Steel Division больше глубины, ведь  бывалый игрок может оказаться в покерной позиции с блефом и ответным блефом. Игра бывает очень жесткой, так как одни бои в стиле Первой мировой предполагают кровавую мясорубку с участием пехоты, в то время, как другие могут тянутся долго и медленно.

Это стало возможным, потому что каждая карта в Steel Division создана для матчей 4v4, но исключение сделано для парочки гигантских полей боя 10v10 (которые в теории впечатляют гораздо более, чем в реальности, так как их часто выиграет команда, которая имеет меньше всего обрывов связи). Шесть или восемь игроков – это оптимальное количество для Steel Division. Это может быть слишком тяжко, если вы пытаетесь охватить каждый аспект поля боя в одиночку, но если вам помогают товарищи (не очень даже порой важно — это AI в режиме Skirmish или человек в multi-режиме), то поток битвы становится гораздо более управляемым, так как игроки прикрывают фланги друг друга или сосредотачиваются на разных других аспектах битвы, закрывая слабые места, так как, к примеру, авиадивизия может с воздуха прикрывать пехоту в бою.

Дьявол в деталях

В действительности самая большая слабость Steel Division, особенно для новичков, заключается в том, что в игре столько деталей, что порой кажется, что просто тонешь в них. В дополнение к набору карт со всеми их укромными уголками и трещинками вы получаете 18 разных исторических событий, которые обозреваются с обеих сторон фронта, с большим разнообразием разных юнитов, так что вам нужно выбрать те, из которых вы хотите создать Боевые группы (как колоды карт) из разных юнитов. Это значит, к примеру, можно выбирать среди множества быстроходных минометных артиллеристских юнитов или одиночных дальнобойных гаубиц. Этот уровень кастомизации покажется великолепным, как только вы поймете, как работают карты и бой, но отсутствие прямого описания того, что делает каждый юнит, может серьезно озадачить людей, которые не так глубоко в теме Второй мировой и не понимают, чем отличается один танк от другого, к примеру.

Как только вы углубитесь в Steel Division, этот уровень вариаций и кастомизации станет еще одним весомым плюсом. У каждого взвода свой характер и свои фишки: к примеру, американская 101-я воздушно-десантная дивизии впечатляет, когда речь идет о воздушной мощи, но слаба против танков, в то время как Шотландская пятнадцатая пехотная дивизия может заполнить поле боя элитными пешими взводами, но плохо поддерживается с воздуха. Steel Division достаточно детализована, и каждый отдельный юнит может полностью изменить ход боя – так немецкий взвод «Hitlerjugend» может задействовать элитный Beute (захваченный) танк-светлячок в ранней фазе матча.

Боевые фазы

Хоть у Steel Division и есть великолепные движок, интерфейс и карты для боев Второй Мировой, структура матчей может ощущаться как нечто неупорядоченное. Каждый матч делится на три фазы A, B, и C – каждая из которых имеет свой набор доступных юнитов. Фаза A имеет разведку, пехоту и устаревшие /дешевые танки и самолеты, B имеет набор обычных юнитов, и фаза C имеет элитные и высокотехничные юниты. Каждые несколько минут игрок получает определенное количество очков, позволяющие купить юниты, которые перебрасываются на точки развертывания (тут разумеется, нет никакого сбора ресурсов).

Сложно не заметить, что условия победы в режимах skirmish и multiplayer мягко говоря не удовлетворительные. Их два: завоевание, где победа достигается путем установки контроля над большей частью карты; и разрушение, где победа достигается уничтожением определенного количества вражеских юнитов. Почему каждый из них неудовлетворительный – очевидно: завоевание не берет в расчет понесенные потери, в то время как разрушение не работает с контролем карты. С другой стороны, непонятно, как Eugen мог тут сделать что-то получше. Благодаря балансу юнитов и отсутствию сбора ресурсов, Steel Division полностью сфокусирована на непрерывном и тактическом бое, который ведет к очевидному концу игры.

Немного о сюжете

Также есть набор кампаний для одного игрока, которые собраны вместе, но они уж точно не главная причина высоких продаж Steel Division. Каждая кампания проводит одну дивизию сквозь все битвы Нормандской кампании. Например, в первом сценарии восточной кампании в качестве 101-й воздушно-десантной дивизии, вы высаживаетесь в немецком тылу и захватываете их артиллерию, что позволяет вашим войскам продвинуться вглубь острова. Каждая миссия кампании длится примерно полчаса, так что кампанию  можно закончить за один присест, если вы конечно выигрываете.

Эти кампании представляют концепты Steel Division в более контролируемом ключе, чем это происходит в режиме skirmish. Сначала вы учитесь развертыванию и обороне. Следующая миссия учит вас использовать леса для прикрытия пехоты, а также выбирать самые выигрышные точки для расположения противотанковых орудий для долговременного использования вдоль ключевых дорог, а этот навык наиболее важен для новичка.

Кампании также полезны для изучения планирования уровней. Боевые группы, собранные вами, гораздо меньше, и ими легче управлять, и как нельзя кстати представляют новые тактические выборы медленно с течением времени.101-я воздушно-десантная дивизия, например, не имеет танков и самолетов, которые доступны сразу же, но после парочки миссий они появляются. Так что  вы должны доказать, что умеете использовать пехоту и артиллерию.

В целом, остаётся только резюмировать — Steel Division очень добротная, внезапно оригинальная и интересная игра с хорошими задатками к плодотворному развитию на долгое время вперед. Только представьте, сколько еще боевых театров и воющих армий может быть охвачено в будущем и сколько интересных фишек могут добавить разработчики.

Mad General

Армия - это люди, собранные в одном месте с единственной целью: исправлять ошибки дипломатов.

1 комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.